search
top

Братья Райт: «крылатые» факты авиации

Самая «улетный» день в истории авиации – 17 декабря 1903 года, когда  американские механики братья Райт успешно подняли в воздух, а главное – посадили на землю, самолет  с двигателем внутреннего сгорания. Первый пилотируемый полет – новая воздушная эра началась!

Аэроплан Flyer («Летун»), в присутствии свидетелей совершил полет в Китти-Хок, (Северная Каролина), под управлением Орвилла Райт (Orville Wright). Прадедушка нынешних самолетов был в воздухе 12 секунд и пролетел всего 39 метров! Еще 4 полета – и новый рекорд: «Брат-2» Уилбур Райт парил уже почти минуту, преодолев 279 м на высоте до 14 м. Увы, главный виновник торжества  – самолетик, —  стал жертвой шквального ветра, который перевернул и изрядно потрепал легкую «игрушку». Но детали двигателя получили вторую жизнь в следующей модели пламенного мотора.

В первых планерах и самолетах пилоты не сидели: авиатор управлял машиной из положения лежа, причем порой еще и «подтанцовывал» – перекос крыла осуществлялся движением бедер. Впрочем, была и «приборная панель»: аж две рукоятки, одна – управляла рулем высоты, другая – включала и выключала двигатель. Заправляли «первосамолеты» керосином, и «воздушная лошадка» тянула машину в воздух всеми своими 12 лошадиными силами. Прочие технические характеристики «Летуна» таковы: взлетный вес – 340 кг, площадь крыла — 47,4 м 2 , размах — 12,3 м, длина самолета — 6,4 м.

«Стукач» и фото в день чудесный.

Забавно, что первые сведения о полете стали известны широкой общественности благодаря людям, далеким от мира СМИ.  Оператор телеграфа, который передавал телеграмму отцу воздухо-братьев, был источником утечки информации, причем – неточной. Благодаря ему, местные газеты напечатали  не слишком достоверные сообщения.  За фотографию также скажем «спасибо» непрофессионалу: специально приглашенный простой человек из местных, Джон Т. Дэниэлс, сделал первый и единственный снимок в своей жизни.  Удачный или нет? Братья мучились неизвестностью несколько недель, пока не была  проявлена пластинка. Кадр – улетный!

На знаменитом снимке Джона Т. Дэниэлса — «первосамолет» Флайер-1

О пользе игрушек.

Первый летательный аппарат в жизни братьев Райт  был сделан из бумаги, бамбука и пробочки с круглой резинкой, которая вращала мотор. Размах крыла в 30 см, был игрушечным, но полет мысли – уже тогда  недетским. Как уверяли авиаторы, именно этот подарок отца – епископа евангелистской церкви, который в 1878 г. вернулся из командировки с игрушкой, определил их будущее. Моделька на основе изобретения  француза , пионера авиации Альфонса Пенно, не выдержала перегрузок и вскоре сломалась – пришлось построить… новую!

Первый капитал братья Райт зарабатывали еще будучи мальчишками: они вступили в клуб любителей воздушных змеев, и именно их «летуны» летали быстрее, выше, красивее. Чем не товар? Товарищи охотно покупали первые «летательные аппараты»! Змеи пригодились и позже,  когда шли работы над самолетом, и это уже было не детской забавой, а серьезные испытания и проверки расчетов.

Пресс качай – крути педали!

Исследования братьев Райт, в отличие от  изысканий других авиаторов, правительство не финансировало.

И если бы не газеты да велосипеды, как знать, состоялся бы тот первый полет? Браться разработали и построили свой печатный пресс, издавали газеты «Новости Вестсайда» и «Вечерние События», а потом решили… изобрести велосипед. Вернее, разработать новые модели двухколесного транспорта и продавать их.  Начав с мастерской по ремонту, братья в 1896 г. пришли к собственному производству и  торговой марке Wright Cycle Company. Модели по цене от 30 до 100 долларов – поехали! Ну а деньги, нажитые непосильным трудом, Райты буквально пускали на ветер! То есть на постройку планеров и самолетов. «Велосипедный» опыт и кадры «велостроения» также послужили  и самолетостроению: Чарли Тейлор — механик, чинивший велики и моторы в их магазине, всегда за 1,5 месяца по грубым эскизам братьев создал легкий мотор из алюминия: доселе моторы были слишком тяжелы и самолеты их попросту не поднимали.

Мастерская по изготовлению велосипедов от братьев Райт

Подопытный велосипед:  дело – труба!

В экспериментах по созданию летательного аппарата братьев Райт «третьим нелишним» был опять-таки велосипед:  еще одно колесо на руль, нехитрые крепления – испытательный стенд для моделей крыльев был готов. А ну-ка, как сопротивляется воздух?  А точнее? Покажет только… труба.  Аэродинамическая. Примитивная конструкция от братьев Райт, где воздух нагнетался вентиляторами,  с «весами» для удерживания крыльев в туннеле (опять в дело пошел велосипед – вернее, его спицы) весь 1901 год служила верой и правдой для окрыления будущей машины.  200 моделей крыльев разных форм и профилей, из них 38 – перспективных. А победитель – только один!

Голова, голова! Главное – новый метод, «перекос крыла»! Как еще устоять против ветра и не перевернуться? Братья Райт черпали вдохновение из полетов птиц и собственного опыта велосипедистов. Хочешь удержать равновесие? Наклоняйся!  И двигай перьями: приспособление для перекоса задней кромки на концах крыльев улучшало устойчивость машины в полете. «Перекос крыла» ( крен ) вместе с другими ключевыми моментами конструкции – «носовым элеватором» ( тангаж ) и «хвостовым рулем» ( рыскание ), составил  легендарные «три оси вращения» самолета.  Гениально, Райт! А позвольте-ка рассмотреть пропеллеры – две штуки, крутятся в противоположных направлениях, лопасти изогнуты для большей подъемной силы… Невероятно!  И все-таки непонятно, как эта штука летает. Кстати, принцип трех осей вращения актуален до сих пор, будь то «кукурузник», « Cessna » или «Boeing» с «Airbus»-ом!

От велосипеда к…самолету! Первый летный тренажер.

Братья были очень близки,  – настоящие друзья и соратники. В своих честных намерениях они пошли еще дальше известного песенного тезиса: «Первым делом , первым делом – самолеты, ну а девушки… а девушки – потом». Ни один из них так и не женился,  и Уилбер  (феминистки, закройте уши и садитесь на диету!) как-то сказал, что он, пожалуй, «не смог бы одновременно прокормить жену и летающую машину».  Еще одна жизненная деталь: братья обещали отцу никогда не летать вместе – это была единственная мера безопасности в то время,  эффективная  ровно наполовину. Впрочем, никто из них не погиб при управлении самолета: Уилбер умер от тифа в возрасте 45 лет, а Орвилл пережил брата на 36 лет.

Пиратский край – холмы что надо!

Место первого «аэродрома» братья Райт выбирали по… прогнозам погоды. Уилбер изучал метеорологические данные Национальной службы погоды, и написал им письмо с запросом  о «нетихой» гавани. Ветры – посильнее, склоны – покруче, место – дикое и безлюдное, желательно – три дня лесом, чтобы репортеры не добрались. Вот она – мечта авиатора, «долина номер шесть» –  порядковый номер местности, которую братья выбрали из ответного списка метеорологов.  В 1900 году приехав в долину Китти-Хоук, Северная Каролина,  Орвилл и Уилбер пришли от нее в восторг, и не испугались «дурной славы» места. По легенде, пираты там приманивали корабли, одевая лошадкам на шею фонари. Моряки думали, что это маяки, и направляли судна на прибрежные камни.  Еще сильнее братья радовались, разведав место для испытательного полигона: Килл-Дэвил-Хиллз, в переводе – «Холмы, Убившие Дьявола», видимо – своей высотой. Песчаные дюны высотой около 30 метров – ну просто полный улет!

Новая эра воздухоплавания и Новый год имеют  нечто общее: это – елки! Крепкое и легкое дерево было обычным материалом для постройки летательных аппаратов – как планеров, так и оснащенного двигателем «Флаера-1».  Пропеллеры тогда тоже были деревянными: «елки-палки» пригодились для лопастей.  Кстати, диаметр пропеллера был 2,6 м, так что  – от винта! Не то ветром сдует.

Бизнес – не в пролете!

Братья Райт, усовершенствовав машины, несколько лет отказывались от публичных показательных полетов и даже фото своего «Летуна» в газеты не выставляли, следуя известному принципу: утром – деньги, вечером – стулья… и самолеты. Правительства стран интересовались, но сомневались, особенно Вооруженные силы США, которые потратили 50 000 $ на летательный аппарат Лэнгли – а он все падал и падал, вместе с боевым духом вояк.  Но в 1908 году, подписав контракты не только с ними, но и с французской компанией, братья Райт занялись доделкой и подготовкой к авиа-шоу.  «Даешь пассажира!» – говорили военные. И братья дали, заодно покорив Европу своим показательным полетом по сложным траекториям около французского города Ле-Ман. Слава пришла! И закрепилась годом позже, когда самолет под управлением Уилбера на празднике 300-летия реки Гудзон в Нью-Йорке облетел вокруг Статуи Свободы, и совершил 33-минутный полёт вверх и вниз по реке вдоль Манхэттена. Свидетели – около  миллиона жителей Нью-Йорка.

В Советских энциклопедиях честь первого полета на самолете с мотором приписывали… непростому русскому моряку, изобретателю контр-адмиралу А. Ф. Можайскому . Он построил «воздухоплавательный снаряд» (от морских терминов не уплыть!) в 1882 году, уже имея официальный патент на руках. Увы – птица не парила, а в воде бы она утонула: уж слишком двигатель тяжел! Да  и с конструкцией не все ясно.

Японский бог… авиации?

Спор о первенстве в покорении воздуха не утихает, и, например, свой «Отец авиации» есть и у бразильцев (Альберто Сантос-Дюмон – известнейший персонаж), и, что менее известно, у японцев. За 10 лет до братьев Райт,  сын самурая, инженер-любитель Чухачи Ниномия разработал свой «моноплан», еще и с первыми в истории шасси, которые в Европе и Америке появятся аж в 1930-х годах! Он просил военные ведомства поддержать его материально – денег на постройку «Кирасу» не было. А когда сумма была собрана и Наномия ждал доставки заказанного мотора, стало известно о полете братьев Райт. Изобретатель поступил очень по-японски и почти по-самурайски:  уничтожил самолет, сжег чертежи, и ушел в священники. Зато от военных к Ниномии пришло письмо с извинениями.

Полёт 12 ноября 1906 года. За штурвалом Альберто Сантос-Дюмон

Илья Муромец – 16 поднимает!

Первый в истории авиации по-настоящему пассажирский самолет  все же был из наших степей: « Илья Муромец » конструкции Игоря Сикорского (на счету которого – еще и изобретение вертолета)  был просто-таки прототипом нынешних частных авиалайнеров:  комфортабельный салон, ресторан, спальные комнаты, ванная, отопление, электричество… Ну просто Муромец – VIP !  Впервые он взлетел  10 декабря 1913 года, и годом позже уже взял на борт 16 пассажиров. А вскоре установил рекорд дальности, совершив круговой перелет «Петербург – Киев – Петербург»  всего с одной промежуточной посадкой. Ай да Муромец, ай да самолет!

Личные вещи и личные самолеты первых авиаторов можно увидеть в Национальном мемориале братьев Райт, музее под открытым небом на месте выполнения легендарного полёта, в местечке Kill Devil Hills в Северной Каролине. К 100-летию полета братьев Райт он был расширен, и на празднике Сэром Председателем был известный авиа-энтузиаст и владелец шикарного самолета Джон Траволта (кстати, он еще и актер). Также присутствовали Президент США Джондж Буш, «лунные» космонавты Нейл Армстронг, Базз Олдрин и летчик-испытатель Чарльз Йегер.

Все начиналось с 12 секунд полета на трехметровой высоте, а в наши дни человек может летать много часов на высоте около 10 000 м, преодолевая огромные расстояния. Так, крейсерская скорость популярного пассажирского реактивного лайнера самолета «Airbus» А-320  – 910 км в час, средняя дальность полёта – 4600 км, а если еще и дополнительный топливный бак имеется – то и все 5500 ! «Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни»… Но это уже совсем другая история.

Источник: http://senturia.ru

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top