search
top

Фома Аквинский

 

Однако Фома Аквинский не только христианизировал философию, но и рационализировал христианство. По сути дела, он, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и, прежде всего, свои коллегам-теологам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании догматов веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы без искренней веры во Всевышнего. Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей Римско-католической Церкви.

Со временем томизм (от латинского прочтения имени Фома — Тома) становится уже официальным учением римско-католической Церкви , каковым является до сих пор. Аристотелевская аргументация была использована Фомой Аквинским и в обосновании христианской космологии, христианской гносеологии, христианской этики, психологии и т.д. Иначе говоря, Фома Аквинский, наподобие Аристотеля, создал развернутую систему католического вероучения, объясняющую практически все проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил многовековой период в развитии христианства среди народов Западной Европы, исповедующих католичество. Как и любая система знаний, признаваемая в качестве официальной и неопровержимой, учение Фомы Аквинского с течением времени стало склоняться к окостенению, терять свои творческие потенции. Общая же направленность этого учения на рационализацию католичества вызывала немало возражений, ибо по мнению многих мыслителей исключала иные способы постижения Бога. Уже в конце XIII — начале XIV вв. многие христианские теологи стали критиковать это учение за излишнее превознесение роли научного знания, подчеркивая религиозно-мистические свойства христианской веры. С другой стороны, томизма начинают критиковать светские мыслители, считающие, что в нем значение науки как раз принижается. Особенно ярко эта критика проявилась в следующий период развития стран Западной Европы, вошедший в историю под именем Эпохи Возрождения.

И в этом смысле, научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры. Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению разум бессилен в обосновании большинства христианских догматов — возникновения мира «из ничего», первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего вечного пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках. Поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно, ибо человеческий разум не способен постичь Божественный замысел в полном объеме. Бог — это удел сверхразумного познания, и, следовательно, предмет теологии. Теология — это совокупность человеческих представлений о Боге, частично доказанных с помощью науки, частично основанных на вере. Теология, в понимании Фомы Аквинского, является высшей формой человеческого знания именно потому, что в ее основе лежит вера. Иначе говоря, теология — это тоже знание, только сверхразумное знание. Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как «естественная познавательная способность» человека, в итоге приводит самого человека к истинам веры. Если же подобного не происходит, то в этом виновата ограниченность самих людей, которые не умеют правильно пользоваться своим разумом. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается Божественный замысел. Точка зрения Аквината на взаимоотношения науки и веры значительно расходилась и с идеями Августина, и с популярными тогда воззрениями Пьера Абеляра. Августин утверждал иррациональность веры, считал, что истины веры совершенно недоступны разуму и наука только в самой малой степени раскрывает людям содержание догматов. Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о том, что вера абсолютно невозможна без науки и подвергал критическому научному анализу все постулаты христианского вероучения. Фома Аквинский занимает между ними как бы среднюю позицию, почему его учение и было, в конце концов, так быстро принято римско-католической Церковью. Развитие научного знания в XIII столетии достигло уже определенного высокого уровня и потому без учета достижений науки официальное учение католицизма просто не могло существовать. Философское учение Аристотеля, в котором, с помощью научных аргументов, в итоге доказывается бытие некой единственной всемирной идеальной сущности (Ума), и стало для Фомы Аквинского главной философской базой в обосновании христианской веры. В полном соответствии с Аристотелем, он признавал, что вещи представляют собой единство формы и материи, при этом каждая вещь обладает некой сущностью. Сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых появляется благодаря тому, что есть и некая сущность всех сущностей, форма всех форм (или идея всех идей).

Браки с гражданами иностраных госyдарствМинистерство образования Российской Федерации Тюменский государственный нефтегазовый университет Контрольная работа по «Социологии и политологии» Выполнил: Калачев С.А. Группа МО1с Проверил: Михеева Е.М. г. Тюмень, 2001 год План1.Основные термины социологии и политологии 2.Пять великих людей Евклид Николай Коперник Моисей Зигмунд Фрейд Преподобный Фома Аквинский 3. Реферат по социологии и политологии на тему: (принят ГД ФС РФ 10.02.95). открытьЛекции по историиВажное место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества. Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд — богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту. Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. «Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов». Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются «честной» торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд). открытьШпоры по общему правуПосле этого «обобществление» собственности. Отпадает необходимость в государстве. Государство будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся.

Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением. Теологическая: государство — порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до «винтика» в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский. Органическая (Ч. Спенсер): все органы государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то. Патриархальная (Аристотель): государство – разросшаяся семья. Здесь есть отец семейства, все остальные – его дети. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. открытьПроблема происхождения государства и праваАристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к образованию селений, их объединения создают государство. Таким образом, государство предстает как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в становлении государственности, должны учитываться. Теологическая теория (Фома Аквинский) базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над светской властью, церкви над государством. Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, установившего государственную власть, подчиниться той власти, которая санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда вытекает утверждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов. открытьТеория государства и праваФома Аквинскии ) 2 сист права: Позитивное и Естественное Позитивное –этоофицальн признаное действ втом или ином гос-е права получ выраж-е в закон и иных прав-х актах гос-й власти втом числе сакц и обычаях Естественное право историч из природ челов челов разума всеобщ нравствен принципах идея этой теории прирожд неочужд права чел свобода равенство семья собств безапасность 36) Нормативистская школа (Жельзен, Кант) В ней рассматр нормы как вотрыве от экономики полит соц-й структ общ-а Прав нормы обяз своим происхожд и развит не реальным общ-м отношениями а форм уст гос-а 37)Социологическа школа права (Паунд Фрэнд) охвватывает собирательное понятие права администр акты судеб решения приговоры обычай правосозн правоотнош способность творить право судьями 38)Право объективное(имеется виду что оно будучи гос-й волей общ-а не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту ) и субъективное (как право того или иного участника правоотношении либо совокупности таких прав(правомочии)) 40)Понятие и виды источников права – Источниками прва явл призаконые гос-е документы в которых закрепл юрид нормы напр: закон, указыпрезид постановл прав-ва решение и распоряжение акима Форма 93. открытьКультура средних веков. Эпоха возрожденияДля средневековой духовной культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция. Отсюда — создание компиляций, «сумм» (яркий пример — «Сумма теологии» Фомы Аквинского). Шестой чертой является рефлексивность, психологическая самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения. Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цикличности времени, средневековье проникнуто ожиданием Страшного суда, стремлением к конечной цели, судьбе человека, мира в целом. Религиозность как доминанта духовной жизни средневековья обусловливает роль церкви как важнейшего института культуры. Церковь выступает и как светская сила, в лице папства, стремящаяся к господству над христианским миром. открытьДжироламо Савонарола против МедичиОсновные философские и богословские сочинения Савонаролы были созданы именно в это время. Они были написаны в виде руководства новициям в их занятиях. В частности, на сегодняшний день известны 4 философских трактата, опубликованных Савонаролой как единое сочинение «Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук». Исследователи отмечают в них большое влияние Аристотеля. В своих трудах Савонарола признает исключительное значение опыта в понании. Всякое познание начинается с ощущения, поэтому в философии отдел, занимающийся миром чувственных вещей, должен предшествовать учению о мире, недоступном чувственному познанию. В основе всякого знания лежат, во-первых, данные чувственного восприятия, и, ва-вторых, первоначальные принципы, служащие основой всех опытных данных.

Главная трудность заключается не в познании этих априорных первопринципов, а в учтановлении связи между первоидеями и и первоначальными ощущениями. В гносеологии, а еще более в этике Савонаролы ясно прослеживается влияние Аристотеля и Фомы Аквинского, а также сильное воздействие неоплатонизма. (570) Единственным руководителем человеческого познания Савонарола признает разум и на основе этого естественного разума строит все здание христианской веры. открытьМедицина СредневековьяМне было интересно рассмотреть во второй главе более конкретно тему истории средневекового госпиталя, его путь становления от простой обители призрения бедных и места каратативной деятельности церкви до формирования социального института медицинской помощи, хотя даже подобие современной больницы с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и некоторой специализацией госпиталь начинает походить только что с XV века. Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья, которой посвящена третья глава, их процесс обучения на медицинских факультетах университетов того времени, так как в основном образование было теоретическим, более того, схоластическим, когда студентам приходилось просто переписывать на лекциях труды древних, причем даже не сами произведения античных ученых, а комментарии к ним святых отцов. Сама наука была в жестких рамках, диктуемых церковью, ведущий лозунг, который дал доминиканец Фома Аквинский, (1224—1274): «Всякое познание— грех, если оно не имеет целью познание Бога» и поэтому любое свободомыслие, отступления, иная точка зрения — рассматривалось как ересь, и быстро и беспощадно наказывалось «святой» инквизицией. открытьПроблема возникновения жизни на землеВ качестве примера здесь можно сослаться на одного из наиболее известных богословов средних веков, Фому Аквинского, учение которого и по сей день признается католической церковью единственной истинной философией. В своих сочинениях Фома Аквинский учил, что живые существа возникают путем одухотворения безжизненной материи. Так, в частности, образуются лягушки, змеи, рыбы при гниении морской тины и унавоженной земли. Даже те черви, которые в аду мучают грешников, по мнению Фомы Аквинского, возникают там в результате гниения грехов. Фома вообще всячески поддерживал и пропагандировал воинствующую демонологию. Он считал, что дьявол реально существует как глава целого полчища демонов. На этом основании он утверждал, что возникновение паразитов, вредящих человеку, может происходить не только по повелению божьему, но и в результате козней дьявола и подчиненных ему духов зла. Практическим выводом из этого положения явились многочисленные в средние века процессы над «ведьмами», которых обвиняли в том, что они напускали мышей и других вредителей на поля и таким образом губили посевы. открытьПолитическая мысль в средние векаМинистерство общего и профессионального образования РФ Кузбасский Государственный Технический Университет Кафедра политологии Реферат На тему: “Политическая мысль в средние века” Выполнил: Захаров Денис Сергеевич студент II курса, факультета ММ группы МР-991 Проверил: Лазарев Анатолий Давыдович Кемерово 2001 Содержание Введение 3 Идея теократического господства в учении Августина Аврелия 4 Политическое учение Фомы Аквинского 5 Политическая мысль древней Руси 7 Литература 9 Введение В политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только ее «возрастом», но и тем, насколько систематически и успешно она обновляется. Это объясняется тем, что постоянно изменяется как материя, так и дух политического, политических институтов. История политологии — процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсеналов. Знание о политическом собирательно по своей сути. Чем оно шире, многослойное и глубже, что достигается в процессе постоянных исследований, тем больше оно соответствует реальному положению в мире политического. открытьТеоретическая политология (Часть 1)Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными — тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию — правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это — правление в интересах среднего класса. Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

В средние века (V — XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для. того, чтобы покарать или вознаградить людей. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма (источник всего сущего – Бог), креационизма (Бог из ничего сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (Бог – управленец всех мировых событий) В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления — патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно. открытьПрофессиональная этика специалистаЭТИКА БИЗНЕСА И ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса». Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что «делание денег» подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. открытьНаука и религияСоздателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274). Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, он всецело подчиняет им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы- Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. К тому же материя пассивна. Активность ей даёт форма. Аквинский предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь. В эпоху Возрождения было сделано много научных открытий, но самое главное- была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения. Вся культура Возрождения, её философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений- человеческий. Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. открытьПроблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы АквинскогоПроблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (11931280).Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и суетность), Фома, тем не менее, не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает ихобилий корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласноФоме, самостоятельным бытием, в отличие от акцидетнций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. открытьФилософияЦель — все в окружающем мире имеет какую-либо направление, же к цели дает Бог, он смысл всего. В 1878 г. Учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологии католицизма. Философии средневекового Востока. Аль-Фараби, Ибн-Сина. Философия относится к арабской или арабоязычной. Характерные черты ,’ Усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук) Заимствование идеи Европейской философии, особенно в Древнегреческой и превращение собственно арабской философии в арабогреческую Представители нового направления считаются 1,           Аль-Фараби (870—950 г.г.) 2.           Ибн-Сина (Авиценна 950-1037 г.г.) Значение философских работ Аль-Фараби Систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об «Эманации» (истечении) и не всемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны) Ибн-Сина (Авиценна) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. открытьСоотношение веры и знания. Эразм РоттердамскийЗолотой век схоластики пришелся на середину 13 столетия и связан с именем гения схоластики — Фомы Аквинского (1221-1274). Аквинский находил гармонию и единство между верой и знанием.

По Аквинскому, вера совершенствует разум, теология совершенствует философию, философия служит теологии. «Те кто прибегает к философским аргументам в пользу Святого писания и ставит их на службу вере, не подмешивают воду к вину, они превращают воду в вино» — говорит Святой Фома. Это следует понимать так: они превращают философию в теологию так же, как Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане» У Аквинского вера ведет за собой знание. « Этот святой советовал всем людям молодым и более зрелым воспринимать Божию истину посредством веры, а затем уж стараться понять ее». В своих работах Фома Аквинский использовал учение Аристотеля. Но, речь идет не о механическом заимствовании. Фома переосмыслил Аристотеля, трансформировал его идеи для потребностей христианства. Благодаря трудам Аквинского, после папского запрета 1213 года, Аристотель получает официальное признание церкви. Более того, он на долгие годы становится наивысшим и непререкаемым авторитетом в схоластике. открытьАл-фарабиВ качестве высшего пункта развития средневековой философии рассматривается учение Фомы Аквинского. Г. Лей указывает на затушевывание заимствований у «арабов» как самим Фомой, так и его нынешними последователями. Текст комментариев Фомы Аквинского к трактату «О душе» Аристотеля почти полностью совпадает с соответствующим текстом Ибн Рушда, хотя имя последнего упоминается в них всего один раз. С этой точки зрения ими затушевывается зарождение и развитие элементов философского материализма в творчестве передовых мыслителей Востока. В материалистическом направлении средневековой европейской философии, получившем разработку в трудах Сигера Брабантского (Франция), Роджера Бэкона (Англия), Мейстера Эккарта (Германия), нашли отзвук идеи великих просветителей арабо-мусульманской культуры. Антифеодальные движения средневековья идеологически тяготели к учению о всеобщем разуме. Даже в учении Яна Гуса, тесно связанном с практической борьбой против феодальной церкви, можно выявить отзвуки традиции, идущей от ал-Фара-би и Ибн Рушда. открытьФилософияВ противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв. были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам. 13. Фома Аквинский — систематизатор средневек. схоластики. Фома Аквинский — средневековый католич. теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г. был причислен к лику святых. Объективно-идеалистическая фил-ия Ф. А. сложилась в результате теологической интерпретаци аристотелевского учения, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на фил-ию Ф. А. оказали и учения неоплатонизма. открытьТомизм и неотомизмИменно эти образы материальных объектов во внешних чувствах Фома Аквинский называет чувственными познавательными формами — species se sibiles. Фома утверждает, что всякое чувственное познание является просто отождествлением в определенном отношении субъекта с познаваемой вещью, которое происходит при посредстве формы. Подобно всякому органу чувственного познания интеллект обладает адекватным себе, т.е. приспособленным к своим возможностям, объектом познания, которым является сущность телесных вещей, или то, что в них общее, духовное. Из такого понимания объекта интеллектуального познания Фома делает вывод, что интеллект не может иметь материального, телесного характера, а должен быть нематериальным, духовным. «Каждая вещь, — утверждает Фома, — постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству с Богом. Подобно тому как души и другие вещи называются истинными по своей природе, поскольку им присуще сходство с этой высшей природой, которая, являясь своим понятым бытием, есть сама истина, так и то, что познается душой, есть истина, поскольку в ней существует сходство с той божественной истиной, которую познает Бог». открытьСредневековая философияВозможен синтез веры и знания, религии и философии, следует только найти правильные пути такого соединения, разработать надежные способы преодоления всех возможных вопросов и противоречий. В данном случае к Богу ведут одновременно два пути: вера и знание. Возможно не только верить в предметы религии, но и понимать их, уметь обосновывать и доказывать. Такое направление стало называться схоластикой (от лат. scholas icos – ученый). Формулой схоластики было изречение, часто приписываемое философу XI века Ансельму Кентерберийскому: “Верую, чтобы понимать (Credo, u i elligam)”. Наиболее значительными представителями средневековой схоластики были ирландский философ Иоанн Скот Эриугена, французские мыслители Иоанн Росцелин и Пьер Абеляр, немецкий философ Альберт Больштедтский, итальянский – Фома Аквинский, испанский – Раймунд Луллий, шотландский – Иоанн Дунс Скот, английские — Уильям Оккам и Роджер Бэкон. Обратим внимание: и в мистике и в схоластике основное положение начинается со слова “верую (credo)”, то есть в любом случае речь идет о том, что сначала следует именно верить, что вера обязательно первична, а далее уже или можно или нельзя применить к ней разум и знание. открыть

Каждый человек должен знать, как оказать первую помощь пострадавшему . Подробнее читайте на сайте «Что делать» (todid.ru)

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top