search
top

Жан Кальвин и реформация в Швейцарии

Жан Кальвин. Великий реформатор (16 век), Швейцария

Жан Кальвин — самая противоречивая, и в то же время , многогранная  личность, так много сделавшая в деле реформации. Нет другого учения, которое бы вызывало больше споров, чем кальвинизм.

Жан  Кальвин родился 10 июля 1509 г. в Пикардийскм Нойоне, что на севере Франции. Настоящая фамилия его была Сauvin, но, по обычаю тогдашних ученых, он ее изменил на латинский манер в Calvinus. Дед Кальвина был простым бочаром, но его отцу удалось достичь более высокого положения в обществе. Отец занимал должность епископского секретаря, был фискальным прокурором и синдиком соборного капитула в городе Нойоне в Пикардии.

[1] В 23 года Кальвин полностью переходит на сторону реформации. Некоторые  исследователи считают, что на решение Кальвина порвать с католической церковью повлияло отношение  католической церкви к его Отцу, которого ко времени смерти, отлучили  и обвинили в денежных махинациях.

В 1533 году Кальвин становится во главе протестантской общины Парижа. Но вскоре он был вынужден покинуть Париж и бежать за границу. К этому времени во Франции под давлением католической церкви начались преследования протестантов. « Не покидая Франции, он начинает тревожную, скитальческую жизнь под именем де Эспивилля. Достоверных сведений о периоде жизни между бегством из Парижа и объявлении его в Базеле нет — известно лишь, что во время своих скитаний по Франции он продолжал проповедовать новое учение, и что эти проповеди пользовались большим успехом».[2]Кальвин направляется в протестантский Базель через Страсбург. По дороге, его и друга обкрадывает слуга, оставляя их практически без средств к существованию. В таком положении Кальвин оказывается в Базеле. Там он начинает писать давно задуманное произведение, которое в свет в 1536 году под названием «Наставление в христианской вере». У самого Кальвина не было далеко идущих планов, его вполне устраивала такая жизнь. Главным его желанием было занятия письменной деятельностью, его совсем не интересовала практическая деятельность.

1536 года он уезжает в Италию. Там Кальвин пробыл недолго, в стране свирепствовала инквизиция, что угрожало ему опасностью. Из Италии Кальвин решает отправиться в родной город Нойон, чтобы завершить неоконченные домашние дела. Кальвин случайно попадает в Женеву.

Приехав в Женеву,  Кальвин остановился у своего друга, каноника Тилле, от которого о приезде Кальвина узнал протестантский проповедник Фарель. Он тут же явился к Кальвину, чтобы уговорить остаться в Женеве продолжить начатое дело реформации.  Кальвин не соглашался, но после долгого спора тот почти убедил его дать свое согласие. На Кальвина подействовал решающий  аргумент Фареля: «Бог проклянет тебя, если ты откажися помочь нам в Его деле!».[3]

Как мы могли видеть раньше, Кальвин был человеком замкнутого характера.  Ему по душе было скорее тихая жизнь, уединенные размышления, письменные занятия —  нежили бурная деятельность реформаторского лидера. «Кальвин часто признавался в своей привязанности к письменному столу и огромном внутреннем сопротивлении практической деятельности. Если бы не случай, он вошел бы в историю не как отец церкви, а как ученый, гуманист и теолог масштаба Эразма. В его ранних работах полностью отсутствуют те элементы агитации и пропаганды, без которых невозможна организаторская работа по созданию новой церкви».[4]Но, не смотря на такой склад своего характера, Кальвин согласился потому, что боялся нарушить волю Бога. Он мыслил, что главным делом его жизни является прославление воли Божьей. На некоторое время он отпросился съездить домой, что бы уладить кое, какие дела. После чего, вернувшись, Кальвин сразу же взялся за дело. В начале его поставили на  скромную должность лектора в городском совете, но постепенно он занял руководящее положение. От богословских лекций он перешел к переустройству  жизни в Женеве. Из своих  «Наставлений» Кальвин составил краткий свод  правил  и предложил его в качестве катехизиса новой религии. Этот проект, церковного и гражданского переустройства был предоставлен к рассмотрению в магистрат. Катехизис представлял следующие положения:

Основу церкви составляет правильная вера ее членов и нравственная чистота ; Проверить религиозные убеждения граждан путем привлечения из к присяги в подробной формуле исповедания веры; отрекшихся  граждан исключать из церкви; установить контроль над частной жизнью граждан; к недостойным гражданам применять отлучения.

Все  авторы в один голос говорят о том , что к моменту появления Кальвина в Женева  находилась в политическом, церковном и в нравственном упадки. «Женева была городом погибшим в роскоши, веселье и сластолюбии, неким содомом, республикой , терзаемой духом партий, самостоятельность которых уже угрожала опасностью». Проект был принять магистратом, но привести  граждан к присяге не удалось, поскольку в городе сформировалась сильная оппозиция этому начинанию. В это время политическая обстановка в городе изменилась, к власти пришло большинство опазиционеров Кальвина и Фареля, партия «либертинцев». Хотя проект, выдвинутый Кальвином, во многом способствовала   улучшению нравственного  состояния  в городе. В начале 1538г. Кальвин и Фарель были исключены из магистрата ив апреле того же года изгнаны из Женевы. С осени 1538 г. реформаторы находится в Страсбурге. Хотя, в материальном  положении Кальвин был стеснен, это было время свершения большинства его литературных замыслов.

Но уже с осени 1540 г. из Женевы идут настойчивые письма к Кальвину вернутся.

С возвращением Кальвина в Женевскую церковь устанавливается новая система правления.

Были установлены четыре новых должности : пасторы, доктора, старейшины (для поддержания нравственного порядка среди прихожан), диаконы ( для ведения благо творительных дел). Высший орган церковной власти носил название «Консистория»  состоящий из восьми пасторов и двенадцати старейшин. Консистория была лишена светских полномочий, она могла лишь отлучать прихожан от церкви  налагать не значительные взыскания. Переорганизация церковного служения, начатая  Кальвиным, приобрела не видимый размах. Праздники оставленные реформацией, — рождество, обрезание, Благовещение, вознесение, была вскоре отменены. Были запрещены пение светских песен , танцы, игры, роскошные костюмы, модные прически. Назначались штрафы за громкий смех, чрезмерное объедение и все возможные излишества. Нищенство  было запрещено, людей принуждали работать, не желавших изгоняли из города.

В своих трудах Кальвин проводил четкое разделение между церковной и светской властью, но нравственное поведение  граждан целиком находилось под  наблюдением церкви. Для всех слоев общества были приписаны строжайшие правила за соблюдением, коих, велось тщательное наблюдение.

Кроме церковных обязанностей, Кальвин стал советником магистрата во внешних и внутренних делах республики. Складывается впечатление что, Кальвин распространил свое влияние буквально на все сферы жизни города, как религиозные, так и социальные. Несомненно, его знания права позволяло видеть ему, какая система правления приемлема в существующей ситуации. Но, пожалуй, основной ошибкой Кальвина, в переустройстве городской системы правления, было стремление построить евангельскую модель церкви на основе гражданских законов, не учитывающих свободу выбора  и фактор человеческой не состоятельности жить безгрешной, праведной жизнью самостоятельно. У Кальвина не было любимчиков, даже члены его семьи должны были придерживаться общих правил.

Женева приобрела устойчивую репутацию города-модели христианского образа жизни.

Протестанты со всей Европы приезжали туда, чтобы посмотреть на систему Кальвина в действии.

Успехи реформаторства Кальвина были так велики, что Женева заняла главенствующее положение среди всех городов в Швейцарии. Даже те города, где реформиское движение началось раньше, вскоре присоединились к ней. Все кто приняли Женевскую точку зрения. Получили общее название «реформаторы», т.е «Кальвинисты».

Реформация в Швейцарии была уникальна по своей природе происхождения. Без насилия или какого либо серьезного сопротивления и преследований там были провозглашены принципы реформации. Под руководством Кальвина Женева превратилась в главный город протестантизма, город полностью преданный евангелистским доктринам Реформации.

[1] См. В.А. Зоц , Великие протестантские мыслители германии, М. «Раритет», стр.72

[2] См.  И. И. Гарин, Кальвин, Харьков «Фолио» 1994г., стр.26

[3] См. В.А. Зоц , Великие протестантские мыслители германии, М. «Раритет», стр.74

[4] См.  И. И. Гарин, Кальвин, Харьков «Фолио» 1994г., стр.23

Источник: http://reformatia.ru

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top