search
top

Квинтилиан как продолжатель риторики Цицерона

 

Продолжателем риторики Цицерона выступил его страстный поклонник и последователь, теоретик нового стиля —  литературного классицизма   Марк Фабий Квинтилиан  (36 – 96 гг. н.э.).

Свою деятельность Квинтилиан начал в первой государственной риторической школе, которую организовал в Риме император Тит Флавий Веспассиан. В этой школе Квинтилиан стал  влиятельным профессором, выразителем литературных идей и вкусов высшего римского общества, а затем и реформатором  литературного стиля эпохи.

Его книга «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim) подвели итог двадцатилетней преподавательской деятельности и стали учебником для новых поколений риторов. Произведение это посвящено римскому адвокату Марцелу Викторию и написана по настоянию друзей и учеников. Трактат вбирает всё лучшее, что оставили после себя греческие и римские авторы.

Квинтилиан требует для речи  единства содержания и художественной формы.

Эстетический критерий, которым определяются взгляды Квинтилиана на ораторское искусство  и литературу – это совершенство художественной формы. Главное его требование к оратору и писателю, поскольку для него хорошо говорить и писать – одно и тоже – чистая, ясная красивая и уместная речь. Он настаивает на необходимости выбора слов, порядка их расположения, предостерегая от излишнего блеска в словах, так как это затеняет их смысл и создает искусственность, что выдает недостаток истины. Главное в искусстве оратора  состоит в том, чтобы не дать заметить искусства, скрыть его видимостью безыскусственности.

Стилистический идеал Квинтилиана близок к цицероновскому, к тому, что называется  «золотою серединою»: отвергая соблазнительные пороки нового стиля  (так называемого «азианского») – высокопарность и изощренность, он ратует за умеренное и  уместное пользование фигурами стиля, которые украшают и оживляют речь, услаждают слух и возбуждают эмоции аудитории, подкрепляя тем самым доказательства в суде.

Вот как Квинтилиан определяет свой идеал речи:

«Изобилие должно иметь свои пределы, блеск – мужественную сдержанность, а изобретательность должна быть разумна. Таким образом, речь станет длинной, но не чрезмерной; изысканной, но не вычурной, смелой, но не дерзкой; серьезной, но не унылой; глубокой, но не тяжелой; веселой, радостной, но не легкомысленной, шутливой, но не распущенной; величественной, но не многословной».

См., напр., Кузнецова Т.И. и др. Ораторское искусство в Древнем Риме., М.1976,  стр.176-178.

Для воспитания идеального оратора главную роль играет этика, моральный облик оратора. Оратор должен быть мудрецом, совершенным в нравах, искусстве речи, знаниях.

Настоятельно рекомендует Квинтилиан руководствоваться природой (дарованиями), прибавляя к этому опыт наставника, настойчивое учение и непрерывную практику. Эти положения выражаются формулой:  НАУКА —  ЗНАНИЯ — УПРАЖНЕНИЯ  (disciplina-studium-exercitatio), причем, это  не самоцель, а средство для усвоения образцов: надо знать, чему подражать, как подражать и как соизмерять силы в подражательном творчестве.

Нужно читать классических поэтов: их цитирование – прекрасный способ эмоционально эстетического воздействия. В изучении ораторов Квинтилиан предлагает ориентироваться исключительно на Цицерона, так как он подошёл к совершенному оратору ближе других.

Рассуждая  об упадке красноречия, Квинтилиан считает одной из его причин потерю контакта с моральной философией:

«прежде ораторы  и мудрецы не отличались одни от других, и  только позже философы присвоили эту оставленную ораторами область знания, которая всегда была достоянием риторики».

Оратор должен быть мудрецом, совершенным в нравах, в искусстве речи, во всех знаниях. И залог процветания красноречия Квинтилиан, как и Цицерон видит в личности оратора.

Однако усилия Квинтилиана по возрождению классического красноречия на цицероновских образцах не принесли ожидаемого  результата: в римской империи уже не было места для осуществления ораторского идеала Квинтилиана, но советы его представляют немалую ценность  для современного оратора.

В чем же заслуга Квинтилиана?

Во-первых, он выдвинул новое определение риторики, по сравнению с греческой – искусство  хорошо  говорить (retorike est ars bene dicendi). Здесь, как  мы видим, теряется связь риторики с убеждением и остается только создание прекрасного выражения для своих мыслей, т.е. риторика перестает убеждать, её задача  — услаждать слух изнеженных римлян. Если Цицерон полагал, что оратор формируется на форуме, то Квинтилиан считал – в школе.

Риторика сближается с художественной прозой. Для этого Квинтилиан разрабатывает целую систему изобразительных и выразительных средств речи, которые изучаются до сегодняшнего дня.

Наконец, именно  в определении Квинтилиана  можно видеть первое проявление длительного процесса  «вырождения» риторики из эффективного средства общественной борьбы в узкую школьную дисциплину, чисто эстетического характера, что привело в дальнейшем к кризису риторики…

 

Источник: http://rithelp.ru

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top