search
top

ЗОРОАСТР

И ЗМ[от др.-греч. Zoroastr ; авест. Заратуштра (см.) — имя пророка и основателя религии ], одна из древнейших мировых религий откровения ; священным собранием текстов З. является “Авеста” . (Подробнее о мифологии З. см. в ст. АНГЕЛО-ДЕМОНОЛОГИЯ .)

“ Пророк Заратуштра, сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по Гатам — семнадцати великим гимнам, которые он сочинил.

Даты жизн и Зороастра точно установить невозможно, так как он жил в то время , которое для его народа было доисторическим. Язык Гат архаичен и близок к языку Риг веды , создание которой относится к периоду от 1700 г. до н. э. И в Гатах, и в Ригведе мы находим представления о мир е, относящиеся к древности, к обществу каменного века. Может, стоит сделать поправку на консерватизм языкового стиля, а возможно, «народ Авесты» ( как называют, за неимением лучшего, племя, из которого происходил сам Зороастр) был бедным и изолированным от остального мира и не столь интенсивно подвергался влиянию перемен бронзового века. Можно, таким образом, осмелиться лишь предположить, что Зороастр жил между 1500 и 1200 гг. до н. э.

Зороастр упоминает о себе в Гатах как о заотаре, то есть полностью полномочном священнослужителе . Он — единственный основатель религии, который был одновременно и священнослужителем, и пророком. В Младшей Авесте он именуется общим для священнослужителя словом — атаурван. Он сам называет себя также мантран — «сочинителем мантр». Мантра — вдохновенное экстатическое изречение, заклинание . Обучение священству начиналось у индоиранцев рано, видимо в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма. В основном оно состояло в изучении обряд ов и положений веры , а также в овладении искусство м импровизации стих ов для призываний бог ов и их восхваления и в выучивании наизусть великих мантр, сложенных мудрецами ранее. Иранцы считали, что зрелость достигается в пятнадцать лет, и, вероятно, в этом возрасте Зороастр стал священнослужителем.

Исходя из Гат, можно предположить, что впоследствии он стремился усвоить все знания , которые получал от разных учител ей. В дальнейшем он изображает себя как ваэдэмна (букв. «тот, кто знает») — « посвященный , обладающий вдохновленной божеством мудрость ю». Согласно зороастрийским преданиям (сохранившим в пехлевийских сочинениях) многие годы он провел, скитаясь, в поисках истины . Его гимны позволяют предположить, что он был свидетелем насилий, военных действий поклонников даэва*, которые нападали на мирные общины с целью грабежа, убийств и угона скота. Сознавая себя бессильным, Зороастр преисполнился страстного стремления к справедливост и, к тому, чтобы нравственный закон божеств-ахур был установлен одинаково и для сильных, и для слабых, так, чтобы восторжествовали мир и порядок и все могли бы вести добрую и мирную жизнь .

Согласно зороастрийским преданиям, Зороастр достиг тридцати лет, возраста зрелой мудрости, когда он наконец получил откровение. Это великое событие упоминается в одной из Гат (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийсклом сочинении Задспрам (Задспрам 20-21). Там рассказывается, что однажды Зороастр, участвуя в сборище по случаю весеннего праздненства, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвратился на берег (в этот момент он сам пребывал в состоянии ритуал ьной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. На берегу он узрел сияющее существо, которое открылось ему как Воху-Мана, то есть «Благой Помысел». Оно привело Зороастра к Ахура-Мазде и пяти другим, излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения». Тогда же от этих семи божеств Зороастр и получил свое откровение.

Главным элементом в этом откровении является то, что две первичные сущности , обе добровольно (хотя и в соответствии, очевидно, с их собственной природой), выбрали: одна — добро , а другая — зло . Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать каждый человек в своей жизни.

Хотя учение Зороастра — развитие старой веры в Ахуру, оно содержало много такого, что раздражало и тревожило его современников. Предоставляя надежду на достижение рая всякому, кто последует за ним и будет стремиться к праведности, Зороастр порывал со старой аристократ ической и жреческой традицией , отводившей всем незнатным людям после смерти подземное царство. Более того, он не только распространил надежду на спасение на небесах для бедняков, но и пригрозил адом и в конечном счете уничтожением сильным мира сего, если они будут поступать несправедливо.

Соплеменники Зороастра, очевидно, чувствовали естественное не доверие к знакомому им человеку, который претендовал на то, что получил удивительное божественное откровение. Годы, посвященные Зороастром проповеди среди соплеменников, были почти бесплодными — он сумел обратить в новую веру лишь своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда он покинул свой народ и отправился к другому, где, будучи чужестранцом, смог добиться благосклонности царицы Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы, которые «выступили вперед как (сильная) рука и поддержка для его веры ахуровской, веры Заратуштры» (Яшт 13, 100). Обращение в новую веру Виштаспы рассердило соседних правителей, они требовали его возвращения к старой религии. Когда он отказался это сделать, началась война, в которой Виштаспа одержал победу. Так учение Зороастра было принято в стране Виштаспы.

Согласно преданиям, Зороастр прожил еще много лет после обращения Виштаспы, но о его жизни и до и после этого решающего события известно мало. Для того, чтобы полностью отвечать своему призванию, иранскому священнослужителю следовало жениться, и Зороастр был трижды женат. Его первые две жены, имена которых до нас не дошли, родили ему трех сыновей и трех дочерей. Свадьба младшей дочери пророка, Поуручисты, воспевается в одной из Гат (Ясна 53). Мужем Поуручисты стал Джамаспа, главный советник Виштаспы, прославившийся своею мудростью. Джамаспа упоминается в Гатах вместе со своим родственником Фрашаострой. Третьей женой Зороастра стала дочь Фрашаостры — Хвови. Этот брак был бездетным.” (БойсМ)

*    “Зороастр смело и решительно отвергал поклонение воинственным и безнравственным демон ам-даэва, то есть Индре и его соратникам, которых пророк считал «злонамеренным родом» : «Даэва выбирают неправильно, потому что Обманщик приближается к ним, пока они совещаются, так, что они избирают худший замысел». Тогда все вместе они «прибегают к Ярости, которой они поражают жизнь человека» (Ясна 30, 6).” (БойсМ)

Источник: http://ashram.ru

Похожие записи:

Комментарии закрыты

top