search
top

Биография. Стравинский Игорь Федорович

Стравинский Игорь Федорович. Биография

Игорь Федорович Стравинский родился в городе Ориенбаум (Ломоносов) под Петербургом. Его отец был прославленным оперным певцом, поэтому в доме всегда царила особая театральная атмосфера, в гостях бывали известные люди, в том числе великие музыканты и литераторы. Неудивительно, что Игорь Стравинский с младенчества проникся любовью и уважением к искусству.

Несмотря на занятия фортепиано и музыкальной теорией, выдающиеся музыкальные способности у Игоря проявились достаточно поздно. Именно поэтому юный Стравинский решил не связывать свою жизнь с музыкой, а поступил в Петербургский университет на юридический и философский факультеты и успешно их закончил в 1905 году. Но уже во время учебы в университете он начал сочинять музыку и даже в 1902 году показал некоторые свои сочинения Римскому-Корсакову (Стравинский познакомился с композитором через его сына Владимира, с которым учился на одном факультете).

Николай Римский-Корсаков был настолько поражен сочинениями юного Стравинского, что вызвался давать ему частные уроки композиции, отговорив поступать в Консерваторию. Римский-Корсаков преподавал Стравинскому главным образом оркестровое мастерство и по-дружески разбирал каждое новое произведение молодого автора. Профессор прилагал много усилий и для того, чтобы представлять сочинения Стравинского публике: многие из них исполнялись на классных вечерах Римского-Корсакова, а некоторые были вынесены на широкую публику во время концертов самого Корсакова с императорским оркестром в 1908 году. В том же году Римский-Корсаков умер. Стравинский очень тяжело переживал эту потерю.

В 1909 году «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» Стравинского были исполнены в Санкт-Петербурге на концерте, устроенном известным импресарио Сергеем Дягилевым. Он был настолько очарован музыкой Стравинского, что решил представить ее публике на своих Русских Сезонах. Премьера оперы «Жар птица» 25 июня 1910 года в Париже произвела настоящий фурор, и Стравинский на следующий день в буквальном смысле проснулся знаменитым. За ним прочно закрепилась слава самого одаренного молодого русского композитора. Успех «Жар птицы» укрепил дружеские и деловые связи Стравинского и Дягилева: на следующих Русских Сезонах 13 июня 1911 года они представили балет «Петрушка», главную партию в котором исполнял Вацлав Нижинский.

Тогда же у Стравинского появилась идея написать симфоническое произведение на языческие мотивы, но Дягилев убедил его использовать форму балета. Таким образом за два года (1911-1913) был сочинен балет «Весна священная» (Le Sacre du printemps). Его премьера в Театре на Елисейских Полях (Theatre des Champs Elysees) 29 мая 1913 года впервые в истории музыки спровоцировала зрительские беспорядки. Эта уникальное музыкальное произведение со сменой темпа, дерзким ритмом и нарочитым диссонансом стало отправной точкой развития музыкального модернизма, а Стравинского теперь называли не иначе, как «автор «Весны священной».

Парижский триумф Стравинского был причиной того, что его связь с Россией прервалась. Ещё в 1906 году он женился на своей кузине Екатерине Ноценко, и после премьеры «Жар птицы» в 1910 году Стравинские с детьми переехали в Париж. Начавшаяся I Мировая война помешала Дягилеву продолжать Русские Сезоны в Париже, поэтому Стравинский уже не мог рассчитывать на ежегодные премьеры своих сочинений. Продвижение немецких войск к Парижу заставило семью Стравинских уехать в Швейцарию, где они обычно проводили зимы. Композитор дожидался окончания войны, чтобы вернуться в Россию. Но Октябрьская революция 1917 года нарушила его планы и лишила последней надежды на возвращение из эмиграции на родину.

Во время войны Стравинский продолжал сочинять. В его творчестве преобладали произведения малых форм с использованием фольклорных мотивов. В 1914 году он начал работу над кантатой «Свадебка», и только в 1923 году завершил её. В 1918 году написал «Историю солдата», в которой использованы декламация, пантомима и танцы. В 1919-1920 годах Стравинский работал над балетом с пением «Пульчинелла» на темы Перголези. С этой работой связан важный этап творчества композитора. Дело в том, что после «Пульчинеллы» Стравинский отходит от русских обрядовых мотивов в своей музыке, и в его творчестве наступает новый, неоклассический период с преобладанием античной мифологии и библейских текстов.

В 1920 году Игорь Стравинский покинул Швейцарию и возвратился в Париж, в котором прожил до 1939 года. В 1934 году он принял французское гражданство. Революция 1917 года лишила Стравинского всей собственности в России. Теперь он зарабатывал на жизнь, гастролируя по Европе с фортепианными и оркестровыми концертами. На них он исполнял в основном собственные произведения. Среди них Октет для духовых инструментов (1923), Концерт для фортепиано и духовых инструментов (1924), Соната для фортепиано (1924) и Серенада (1925), опера «Царь Эдип» (1927), опера «Орфей» (1928), «Симфония псалмов», (1930), Концерт для скрипки с оркестром (1931), Концерт для двух фортепиано (1932-1935), концерт Дамбарторк-Окс (1938) и другие.

Связи Стравинского с Дягилевым были восстановлены после I Мировой войны, однако на Русских Сезонах 1920 года был представлен только один балет Стравинского «Пульчинелла». В 1927 году, за год до смерти Дягилева, Стравинский показал публике ещё один балет, написанный для Русских Сезонов, «Аполлон Мусагет».

В 1938 году от туберкулеза умерла старшая дочь Стравинского, а за месяц до начала II Мировой войны ушли из жизни его мать и жена. Осенью 1939 года композитор поехал в США, где прочитал курс лекций в Гарварде (позже они были опубликованы под названием «Поэтика музыки»). В 1940 году Стравинский повторно женился на своей старой знакомой Вере де Боссе. В том же году они переехали на постоянное место жительства в Калифорнию и в 1945 году получили американское гражданство.

Во время II Мировой войны Стравинский сочинил «Три симфонии», в которых соединил черты концерта и симфонии. В 1948-1951 годах Стравинский по серии гравюр Уильяма Хогарта сочинил оперу «Похождения повесы» («Карьера мота»). Либретто к ней написали У. Оден и Ч. Кальман. Стравинский никогда не жаловался на здоровье, хотя в 1956 году пережил инфаркт. Он продолжал работать и активно сочинять музыку до 1966 года. Его последней композицией стали «Заупокойные песнопения», в которых автор адаптировал современную музыкальную технику к личному восприятию музыки. В 1962 году Стравинский ещё раз посетил родину — это был визит триумфатора. Тогда ему было 80 лет. С 1969 года он жил в Нью-Йорке, где и скончался.

Игорь Федорович Стравинский похоронен в Венеции, его могила находится рядом с могилой Дягилева.

 

 

Источник: http://music.prsiterun.com

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top