search
top

Герой Соц.Труда Софронов Анатолий Владимирович

Софронов Анатолий Владимирович – русский советский поэт, писатель, драматург и публицист, общественный деятель, главный редактор журнала «Огонёк».

Родился 6 (19) января 1911 года в Минске (Белоруссия) в семье служащего, донского казака по происхождению. Русский.

Детство и юность прошли в Сибири, в станице Усть-Медведицкой (ныне город Серафимович), Новочеркасске. В 1921 году семья будущего поэта переехала в Ростов-на-Дону. В 1927 году отец писателя был расстрелян за службу у белых. Трагические события Гражданской войны, свидетелем которых ему довелось быть, нашли отражения в его стихотворениях и поэмах «Медвежье ухо», «Седло», «Посвящение Дону», романе в стихах «В глубь времени».

В 13 лет вступил в пионерскую организацию и в том же году – в комсомол, был звеньевым, вожатым пионерского отряда. Писал для живой газеты частушки, театрализованные статьи, сценки. В 1929 году пошёл на строительство завода «Ростсельмаш», проработав на нём затем около шести лет слесарем, фрезеровщиком, сотрудником заводской многотиражки. Был одним из организаторов комсомольской агитбригады, писал самодеятельные пьесы, рифмованные лозунги, сатирические плакаты, очерки о людях завода. Первые стихи Софронова, опубликованные в журнале «На подъёме» (1930), были высоко оценены Максимом Горьким, приезжавшим на «Ростсельмаш». Был делегатом I Съезда Союза писателей СССР (1934) от рабочего объединения ростсельмашевцев, тогда же вышел первый его сборник «Солнечные дни». В 1936 он был принят в Союз Писателей.

Затем учился на литературном факультете Ростовского педагогического института, где заведующим кафедрой русской литературы был Виталий Закруткин, окончив его в 1937 году. После окончания института был лектором, ездил по станицам Дона и Кубани, встречался с М.А. Шолоховым. Тема его стихов – природа и история донского края, возрождение казачества (стихотворения «Табунщик», «Бахчевник», «Кадушка», «Подсолнух», «В станице Вёшенской», «Тёплая вода», «Обломок пушки», «Казаки», «Шпоры», «Пороховые погреба», поэма «Бочёнок»). Написал также циклы стихов о Карадаге и об Абхазии. Они вошли в сборники «Мы продолжаем песню» (1936), «Над Доном-рекой» (1938), «Сторона донская» (1940). В соавторстве с композиторами Семёном Заславским, Сигизмундом Кацем и другими написал песни «Как у дуба старого», «Шелюга», «Тучи серые, косматые», «Ой, на зоре, зореньке», «Казачья бурка». Написал стихи нескольких песен и романсов для Вадима Козина. Автор либретто оперетт С. Заславского «Соловьиный сад» и «Искатели сокровищ» (особую известность получил дуэт «Цветут сады зелёные»).

В 1940 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

С началом Великой Отечественной войны в звании политрука был сотрудником газеты 19-й армии «К Победе». Армия под командованием И.С. Конева участвовала в Смоленском сражении, в боях под Витебском и Рудней. По заданию редакции бывал в частях армии, в том числе в 50-й стрелковой дивизии А.А. Борейко, в Рудне, отбитой 144-й стрелковой дивизией М.А. Пронина (20-я армия), где впервые были применены «Катюши». В газете публиковались его стихи, очерки и корреспонденции. Вместе с Г. Кацем вёл сатирический раздел «Прямой наводкой». В конце августа по заданию редакции Софронов выехал в Москву в типографию «Красной звезды», попал под бомбёжку, был тяжело ранен, оказался сначала в московском, затем в приволжском госпитале и был признан негодным к строевой службе. Почти все сотрудники редакции газеты 19-й армии М.Ф. Лукина – А. Бусыгин, Г. Кац, М. Штительман, Г. Гридов, — погибли в окружении под Вязьмой. Впоследствии Софронов опубликует стихи из записных книжек о тяжёлых боях 1941 года – «День был и страшным, и трудным», «Под берёзою был похоронен комбат», «Упал он к исходу четвёртого дня», «Мы не спали четыре ночи», «Сухарь», «Открытка», «История полка» и другие и напишет о них в книге «Память, припорошенная снегом», стихах «Я отвыкаю от земли…», «Дума про Черкассы», романе в стихах «В глубь времени».

После излечения был редактором Воениздата, затем с 1942 года – специальным корреспондентом «Известий», писал очерки, корреспонденции и стихи. Побывал в партизанских отрядах в тылу врага, на Южном, Северо-Кавказском, Брянском и 2-м и 3-м Украинском фронтах, в том числе в 4-м гвардейском Кубанском казачьем корпусе Н.Я. Кириченко и И.А. Плиева, 5-м гвардейском Донском казачьем корпусе А.Г. Селиванова и С.И. Горшкова. Участвовал в боях под Новороссийском, ходил на торпедных катерах вместе с Н.И. Сипягиным. Наиболее значительные произведения военных лет – песни «Шумел сурово брянский лес», «Голубое донышко», «Споём, товарищи!», «У самого синего моря», «Моряк из Николаева», «Под клёнами» (музыка С. Каца), «Ростов-город» (музыка М. Блантера), «Краснотал», «Казачья круговая», «Пять пуль» (музыка А. Новикова), «У лесной опушки», «Три внука» (музыка В. Соловьёва-Седого), «Орлиная семья (музыка К. Листова), «Ходят соколы» (музыка Б. Мокроусова), «Казачья бурка» (музыка Вадима Козина), «Песня о 28» (музыка народная), походная песня 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса, стихотворения «Бессмертник», «Казачья слава», «Казаки за бугром», «Ночь на Кубани», «На могиле Кочубея», «Каша», «Горобец», «Сказ про Доватора», «Сказ про Бандуру», «Подвиг Бандуры», «Конь Бандуры», «Голуби», «Всё это было на войне», «У каждого из нас в стране родной», «Слово о дружбе», «Прощание с горой», «На старом винограднике», «Всадник», «Коновод», «Всё запомнится…», «Подснежник», «Мы ласкаем чужих детей…», «Вишня», «Весны знакомые приметы…», «Молодое вино», «Ручей», «Ночной марш», «Дон», «Ночи, сполохом опалённые», «На перевале», поэмы «Батожок», «Миус», «Хмель-Хмелёк», «Золотой берег». Они вошли в сборники «Конногвардейцы», «Казачья слава» (оба – 1942), «Ковыли», «Степные солдаты» (оба – 1944). В 1942 году Б. Александровым на либретто Софронова была написана оперетта «Девушка из Барселоны».

После войны обратился к драматургии, опубликовав пьесы «В одном городе» (1946; пост. Театра им. Моссовета, 1948, Сталинская премия, 1948), «Московский характер» (1948; пост. Малого театра, 1949, Сталинская премия, 1949), «Карьера Бекетова» и другие. Как секретарь Союза Писателей СССР принимал активное участие в кампании против «антипатриотической критики», из-за чего имя Софронова на долгие годы стало ненавистным в среде либеральной интеллигенции. Написал тексты песен к кинофильмам «Беспокойное хозяйство» (в том числе «Сирень-черёмуха», музыка Ю. Милютина), «Машина 22-12 (Счастливый рейс)» (в том числе «Здравствуй, столица», «Еду, еду я по свету», музыка С. Каца), «Смелые люди», а также песни «Через мост (Шёл казак на побывку домой…») (музыка М. Фрадкина), «От Волги до Дона», «Замела метель дороги» (музыка С. Заславского), «Дон мой» (музыка М. Табачникова), «Дай руку, товарищ далёкий», «Да здравствует юность», «От Краснопресненской заставы», «Заздравная», «Калина», «Мы с тобой полсвета исходили» (музыка С. Каца), «При долине куст калины» (музыка А. Новикова), «Стелется лентой дорога» (музыка М. Блантера), «Антоновки висят» (музыка Л. Бакалова), «По-за Днепром» и другие. Из послевоенных стихов выделяются «Лаз», «Весна на юге», «Южане с серыми глазами…», циклы стихов о Каме и Волге («Плотогон», «Землечерпалка», «В старом затоне» и другие). Выпускает сборники стихов «Казачья весна» (1946), «Стихи военных лет» (1947), «Перед знаменем» (1948), «Современники» (1948), «Стихи и песни» (1950).

С 1953 году был назначен главным редактором журнала «Огонёк», возглавляя журнал без малого 33 года. При Софронове в журнале развивался стиль, окончательно сформировавшуюся при предыдущем главном редакторе – Алексее Суркове: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка», где публиковались цветные репродукции произведений русской и мировой классики, советских художников, работавших в стиле социалистического реализма. Особой заслугой Софронова стал активный выпуск литературных приложений к «Огоньку», его знаменитой «Библиотечки», в которой печатаются рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи, — и ставших важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны. В «Огоньке» печатались репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского. Большой популярностью пользовался шахматный отдел «Огонька».

Несмотря на официозную направленность, в журнале зачастую печатались острополемичные материалы неугодных властям людей: статьи Михаила Лобанова, репродукции картин И. Глазунова.

Публикует пьесы «Сердце не прощает» (1953), «Деньги» (1954), «Человек в отставке» (1957), «Миллион за улыбку» (1959), «Стряпуха» (1959), «Обручальное кольцо (1960) «Стряпуха замужем» (1961), «Берегите живых сыновей» (1963), «Судьба — индейка» (1963), «Павлина» (1964), «Дети мои, дети…» (1969), «Цемесская бухта» («Девятый вал»), «Наследство» (1970), «Покоя не будет» (1971), «Ураган» (1972), «Старым казачьим способом» (1974), «Песня жизни» (1975), «Стряпуха-бабушка» (1978), «Катаракта» (1983), «Взятки не гладки» (1985). Создаёт образы как людей умственного труда и партийных работников, так и простых тружеников из казачьих колхозов родных ему Дона и Кубани. Несмотря на излишнюю прямолинейность, лучшие его пьесы отличают яркие характеры и подлинный лиризм. Наибольшую известность получили «Московский характер» (театр им. Моссовета, 1948, постановка Ю. Завадского), «Карьера Бекетова» (Ленинградский театр Комедии, 1949, постановка Н. Акимова), «Сердце не прощает» (МХАТ, 1954, постановка С. Блинникова), «Деньги» (Малый театр, 1956, постановка Б. Бабочкина), «Стряпуха» и «Стряпуха замужем» (театр им. Евг. Вахтангова, 1959 и 1961, постановка Р. Симонова), «Миллион за улыбку» (театр им. Моссовета, 1959, постановка И. Анисимовой-Вульф), «Ураган» (Ленинградский театр драмы им. Пушкина, 1975, постановка А. Бирюкова; Малый театр, 1976).

По пьесам Софронова были поставлены фильмы «Сердце не прощает», «Стряпуха», «Расплата», «Летние сны», «Ураган», «Наследство», телеспектакли «Старым казачьим способом», «Операция на сердце», «Миллион за улыбку», С. Заславским написана оперетта «Милый, странный доктор» (1974), Г. Пономаренко – «Старым казачьим способом (1980).

Многие песни из пьес Софронова и кинофильмов по его сценариям приобрели известность. Среди них «Склонилась ивушка», «Запели песни, заиграли…», «Я простился с тобою, садочек» (музыка Б. Мокроусова), «Курская дуга», «Любовь, как лодочка…» (музыка С. Заславского), «Где б я ни был вдали», «Белый цвет» (музыка Ю. Левитина), «Двух жизней нет» (музыка Т. Хренникова), «Где-то ветер стучит» (музыка Г. Пономаренко). Наибольшую известность из послевоенных песен Софронова получила «Ах, эта красная рябина» (музыка С. Заславского) в исполнении Нани Брегвадзе. Написал также песни «Жёлтый лист», «Вьётся лист золотой» (музыка С. Заславского), «Любовь с полынной горечью» (музыка Г. Пономаренко), «Пламя осени» (музыка А. Турлянского), «Руки» (музыка Т. Миансаровой), «Твой солдат» (музыка В. Гамалия), «Матросское сердце» (музыка А. Рязанова), «Провожали нас в битву подружки», «Степь», «Мне снится снова синева».

Продолжает писать стихи. Выпускает сборники «Дон мой» (1954), «От всех широт» (1958), «Я вас люблю» (1962), «Бессмертник», «Мы с тобою из Ростова» (1964), «Всё начинается с тебя» (1966), «Есть у меня друзья на белом свете» (1968), «Лёд зеленеет по весне» (1970), «Всё это было на войне» (1972), «Возвращение» (1975), «Курганы (1976), «В глубь памяти» (1979), «Земля твоя» (1980), «Океания» (1980), «Дружина» (1981), «Посвящение Дону» (1981), «Лирика (1982), «Над Доном-рекой» (1983). Из поэм выделяется «Поэма прощания» (1969) и «Бессмертие» (1973, памяти Н.И. Сипягина), из стихов – «Старый рыбак», «Вот снова Дон…», «Когда-нибудь, когда и нас не будет», «Взрывают лёд. Как будто канонада…», «Есть беспокойство осенью в природе…», «Где б я ни был…», «Памяти Хосе Алонсо», «Кордильеры», «Последние соловьи в июне…», «Лёд зеленеет по весне…», «Любовь с полынной горечью», «Всё начинается с тебя», «Опять Ростов. Уже на склоне жизни…», «Океания», «Семикаракорские пруды», «За дубком молодым пламенеет закат», «Уходят люди незаметно», «Перекипев, перебродив…», «Курганы» (Памяти артиллеристов батареи С. Оганова и С. Вавилова), «Я помню, как строилось море», «Журчит родник, бежит ложбиной», «Ещё одна осень, ростовская осень…», «Я отвыкаю от земли…», «Посвящение Дону» и другие. Также публикует поэмы «Поэма времени» (1969), «На площади своего имени» (1976), заканчивает поэму «Плиев под Одессой» (1945 -1972). С 1971 по 1982 год работал над романом в стихах «В глубь времени», полностью опубликованном в 1983 году. В центре его – образ современника поэта Алексея Платова. Время действия романа – 1930-е годы и Великая Отечественная война. В романе Софронову не удалось достичь полного совершенства, местами он растянут и прозаичен, но он ценен искренностью, раздумьями о пережитом, в нём встречаются подлинно поэтические строки, что особенно относится к прологу и эпилогу. Последние годы жизни работал над «Поэмой о жизни и смерти», в центре которой – образы Есенина и Маяковского. Отрывки из неё были опубликованы в периодической печати.

Вёл большую общественную работу. В 1948-1953 годах был секретарём правления Союза Писателей СССР, с момента образования – секретарём правления Союза Писателей РСФСР. В 1953-1986 – главный редактор журнала «Огонёк». С 1958 года – заместитель председателя Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. Избирался делегатом на XXIII, XXIV, XXV и XXVI съезды КПСС.

Как главный редактор «Огонька» совершил много поездок как по Советскому Союзу, так и за его рубежи. Побывал в США, Англии, Франции, Японии, Индии, Пакистане, Австралии, Финляндии, Латинской Америке, арабских странах (Египет, Сирия, Ливия). Оказывал поддержку Организации Освобождения Палестины, большая дружба связывала его с палестинским поэтом М. Бсису и пакистанским поэтом Ф.А. Фаизом. Результатом поездок стали путевые очерки, большая часть из которых была опубликована в «Огоньке», а также стихи. Так, после поездки в Индию А. Софронов написал цикл стихов о Гималаях, пропагандировал творчество Н.К. Рериха. После публикации в «Огоньке» путевые очерки составили сборники «Зарубежные встречи» (1952), «На пяти материках» (1958), «Путешествие, которое хочется повторить» (1964), «На ближнем и дальнем Западе» (1968), «Ладони братьев» (1969), «Дороги (1972), «На землях Азии и Африки» (1973), «Огненная земля» (1974), «Ирландский репортаж с несколькими сюжетами» (1976), «Время прощаний и встреч» (1977), «На трёх континентах (1986).

Воспоминания Софронова о писателях, деятелях культуры составили сборники «У времени на виду» (1981), «Осенние просеки» (1984). Очерки и статьи о встречах с Михаилом Шолоховым, размышления о его творчестве вошли в книгу «Шолоховское» (1975), им также было написано предисловие к большому альбому о Шолохове (1985).

Военные очерки и рассказы Софронова были собраны в книгах «Его земля» (1946), «Честь рода» (1970), «Наследство» (1973), «Память, припорошенная снегом» (1980).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1981 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность, писателю, главному редактору журнала «Огонёк» Софронову Анатолию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в Москве. Скончался 9 сентября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён 3 орденами Ленина (19**, 19**, 16.01.1981), орденами Октябрьской Революции (22.11.1971), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (1985), медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», наградами иностранных государств. Лауреат Сталинских премий (1948 – за пьесу «В одном городе», 1949 – за пьесу «Московский характер»), Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1973 – за пьесы «Наследство» и «Ураган»), Золотой медали имени Александра Фадеева (1980), Золотой медали Советского комитета защиты мира. Первым из советских писателей удостоен звания лауреата международной премии «Лотос».

Имя Анатолия Софронова присвоено киноклубу «Планета» в Ростове-на-Дону, там же установлена мемориальная доска. Мемориальная доска также установлена на здании заводоуправления объединения «Ростсельмаш». Песня «Шумел сурово Брянский лес», впервые исполненная Софроновым в партизанской землянке в Суземском районе, утверждена Официальным Гимном Брянской области, в Брянске именем Софронова назван сквер. В Москве вдовой поэта Эвелиной Сергеевной открыта Литературная гостиная Анатолия Софронова.

Сочинения: Собрание сочинений в 5-ти тт. /Вступ. статья Вас. Фёдорова/. – М.: Художественная литература, 1971–1972. Собрание сочинений в 6-ти тт. /Вступ. статья В. Горбачёва/. – М.: Художественная литература, 1983–1985. Кубань моя. – Краснодар: Кн. изд-во, 1981.

 

Источник: http://www.warheroes.ru

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top