search
top

Пильняк, Борис Андреевич

Бори́с Андре́евич Пильня́к (настоящая фамилия Вога́у, нем. Wogau; 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский писатель.

Родился в семье ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из немцев-колонистов Поволжья и родившегося в Екатериненштадте. Мать — Ольга Ивановна Савинова, родилась в семье саратовского купца. Жена — Соколова Мария Алексеевна, врач коломенской больницы; развелись в 1924 году. Вторая жена — Щербиновская, Ольга Сергеевна, актриса Малого театра. Третья жена — княжна Кира Георгиевна Андроникашвили, актриса, режиссёр.

Детство и юность Пильняка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России — Можайске, Саратове, Богородске, Нижнем Новгороде, Коломне. В 1920 окончил Московский коммерческий институт. С 1924 года жил в Москве.

Пробовать писать начал в 9 лет. В марте 1909 года было опубликовано его первое сочинение. Профессиональная карьера началась в 1915 году, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов — уже под псевдонимом Б. Пильняк (от украинского «Пильнянка» — место лесных разработок; в деревне под таким названием, где летом жил юный писатель и откуда посылал рассказы в редакции, жители назывались «пильняками»).

В 1918 году выходит первая книга Пильняка — «С последним пароходом».

Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей!Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и другие.

Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широких критических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр. Тем не менее, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей.

В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намеком на участие И. Сталина[1][2].

В 1929 году отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». Однако повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930-м. «Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное „Красное дерево“. „Красное дерево“ он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман „Волга впадает в Каспийское море“. Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина»[3].

28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении и приговорён к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день в Москве.

Реабилитирован в 1956 году.

В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мраморная мемориальная доска.

В Москве жил на ул. Воровского, 26 (ныне — Поварская), с конца 1927 — на 2-ой ул. Ямского Поля, 1 (с 1934 называется улица Правды), с июня 1936 — в доме в Переделкине. Дом Пильняка сохранился и на Рогожской улице в Ногинске (Богородск), где он жил вместе с родителями 1907-1911 года.

Борис Пильняк упоминается в известном открытом обвинительном письме И. В. Сталину Фёдора Раскольникова, мичмана Октября[4].

В СССР с 1938 по 1975 книги Пильняка не издавались. В 1964 журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар».

Сын писателя — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, был первым мужем Людмилы Гурченко. У них родилась дочь Мария (1959), внуки Елена и Марк, скончавшийся в 1998 году от передозировки наркотиков.[5]

Хаос революцион­ных событий нашёл формальное отражение во фрагментарно-эпизодической, экспери­ментальной повествовательной технике Пильняка, которая (под влиянием А. Белого, а также А. Ремизова и Е. Замятина) уходила от тра­диционного реалистического повествования, определяющегося завершённым действием. Событийные элементы существуют изолиро­ванно друг от друга, обрываются, сдвигаются во времени и сводятся воедино благодаря об­разным символам и приёмам повтора. <…> Орнаментальный стиль Пильняка, оказавший су­щественное влияние на других русских писателей, проявляется также в микроструктурах его прозы, даже в синтаксисе.[6]

По словам Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы или направления в советской литературе». Обычно это направление называют «орнаментальной прозой», а пишущих в таком стиле в 20-е годы часто называли «подпильнячниками».

Сергей Есенин отзывался о Пильняке — «халтурщик, каких не видывал свет», указывал на его злобу и мизантропию, подчёркивал: «у него искусство и не ночевало! Он чистейшей воды спекулянт»[7].

В «Красной нови» помещены «Материалы к роману» Бор. Пильняка. Интересное признание делает этот нашумевший писатель в предисловии к новой вещи. Критика не раз ставила ему на вид, что он вводит в свои произведения большие отрывки из ранее напечатанных, что он не выработал своего стиля, подражает то Белому, то Бунину, то Ремизову. Как бы отвечая ей, он пишет: «Мои вещи живут со мной так несуразно, что, когда я начинаю писать новую вещь, старые я беру материалом, гублю их, чтоб сделать новое лучшее — отчасти это и потому, что мне гораздо дороже моих вещей то, что я хочу сейчас сказать, и я жертвую старым трудом, если он идет мне в помощь; это и оттого, что у меня мало фантазии… Я вышел из Белого и Бунина, многие многое делают лучше меня, и я считаю себя вправе брать это лучшее или такое, что я могу сделать лучше»[8]. [править] Библиография Прижизненные издания Былье, М.1919, 2-е изд. — Ревель, 1922 Голый год, 1922 Повесть петербургская, Berlin, 1922 Иван-да-Марья, Берлин, 1922 Метелинка, Берлин, 1922 Санкт-Питер-Бурх., Берлин, 1922 Смертельное манит. М., 1922 Простые рассказы. Пг.: «Время», 1923 Третья столица, 1923 (1924 под названием «Мать-мачеха») Английские рассказы, 1924 Машины и волки. Ленинград, 1925. Повесть непогашенной луны // «Новый мир», 1926, № 5 (Повесть экранизирована в 1990 году, режиссёр — Евгений Цымбал) Иван Москва (повесть), 1927 Заволочье. Л., 1927 Оче­редные повести, 1927 Китайский дневник, 1927 Расплеснутое время. Рассказы. М.-Л., 1927 Корни японского солнца. Прибой. — Л., 1927 Красное дерево, Berlin, 1929 Волга впадает в Кас­пийское море, 1930 О’кей, 1933 Камни и корни, 1933 («Новый мир»), 1934 Созревание плодов, 1936 Мясо (совместно с С. Беляевым) // «Новый мир», 1936 Пильняк Б. А. Собрание сочинений: в 8 тт. — М.-Л., 1929—1930. Зарубежные издания на русском языке Убийство командарма, 1965 («Повесть непогашенной луны») Голый год, 1966 Камни и корни, 1966 Расплёснутое время, 1966 Красное дерево, 1966 Быльё, 1970 Машины и волки, 1971 О’кей, 1972 Двойники, 1983 (роман реконструирован М. Геллером) Издания в СССР после 1975 года Пильняк Б. А. Избранные произведения, 1976 Пильняк Б. А. Целая жизнь: Избранная проза. — Мн.: Маст., 1988. Пильняк Б. А. Расплёснутое время: Романы, повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1990. Пильняк Б. А. Романы. — М.: Современник, 1990. — 607 с. Пильняк Б. А. Человеческий ветер: Романы, повести, рассказы. Тбилиси, 1990. Пильняк Б. А. Отрывки из дневника //Перспективы. − 1991. № 3. — С. 84-88. Пильняк Б. А. Письма к М. Горькому // Русская литература. − 1991. № 1. — с. … Пильняк Б. А. Письма к Миролюбову и Лутохину //Русская литература. — 1989. № 2. — с. … Пильняк Б. А. Повести и рассказы 1915—1929. — М.: Современник, 1991. Пильняк Б. А. Третья столица: Повести и рассказы. — М.: Русская книга, 1992. Пильняк Б. А. Сочинения: в 3 тт. — М., 1994. Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения: сборник статей. — М., 1995. Пильняк Б. А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Терра, 2003—2004. Борис Пильняк. Заволочье. — М.: Европейские издания, 2007. Пильняк Б. А. Письма. Т. 1: 1906—1922. Т. 2: 1923—1937. Составление, подготовка текста, предисловие и примечания К. Б. Андроникашвили-Пильняк и Д. Кассек. М.: ИМЛИ РАН, 2010 [править] Литература Борис Пильняк (сборник статей), 1928 Савелли Д. Борис Пильняк в Японии: 1926. М., 2004 Б.А.Пильняк: Исследования и материалы: Сборник научных трудов. Вып. VI / Отв. ред. А.Ауэр. Коломна: МГОСГИ, 2011. 167 с., 500 экз., ISBN 978-5-98492-095-7 [править] Примечания [править] Ссылки Борис Андреевич Пильняк. Годы, проведенные писателем в Коломне: 1918—1924

Источник: http://ru.wikipedia.org

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top