search
top

Почему символ Света превратили в нечто несущее зло?

Применение солярных мотивов в храмовом строительстве можно рассмотреть на примере православной традиции. На фрагменте картины Ф.Клагеса «Внутренний вид храма Христа-спасителя» (холст, масло, 1883) мы видим две типичных разновидности символа Солнца — восьмиспицевое колесо и равносторонний крест. В церкви святого Луки в современной Греции солярность украшений более выразительна — нарисунке заметна роспись арки бокового нефа — свастика в практически первозданном виде. На святительском чине в Софийском соборе города Киева, в древнейшем христианском храме в России, построенном ещё Ярославом Мудрым, изображены пояса из чередующихся свастик и прямых крестов. В Чернигове есть церковь Св. Пятницы, построенная в XI веке, настенный орнамент которой сочетает в себе крест и свастику (фрагмент ).

Необходимо отметить, что значение, придаваемое подобной символике, также претерпело определённые изменения. В христианской традиции правая свастика символизирует первое пришествие сына Божьего Иисуса Христа для спасения людей, прямой крест — его земной путь, наконец, левая свастика — воскрешение Иисуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. Кроме того, свастика символизировала также стихии огня и ветра — стихии, воплощающие Святой Дух. Этот символ изображался не только на иконах: как знак, связанный с Христом, свастика присутствовала в раннехристианских церквях катакомбного типа. В более поздние эпохи солярная символика не была так широко распространена, как прежде, но, тем не менее, можно обнаружить несколько изменённые свастичные орнаменты, которые приблизились по своему внешнему виду к растительным узорам. Рассмотрим, например, гравюру XV века, изображающую монаха-переписчика. Слева явственно заметна видоизменённая свастика. Интересен также представлен костёл Св. Андрея Баболи в деревне Нарочь, Беларусь. Стоит обратить внимание также на украшение из церкви в Гуцульском районе, Карпатия, а также на примеры росписи пасхальных яиц

на Украине. Это говорит о том, что несмотря на христианизацию, элементы древней орнаментики не только не исчезли, но остались и получили новое толкование — новая вера оказалась не в силах стереть из генетической памяти людей изначальные архетипы. Православный художественный канон также не обошел вниманием данный символ, естественно, в его новой трактовке. Так, на изображении Христа — Вседержителя

левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего, а на иконе «Богоматерь-Державная»

на головном уборе изображена золотая свастика.

Что касается гитлеровской Германии, то свастика была выбрана в качестве символики Третьего Рейха не случайно. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер о выборе символики для своей партии. Иногда можно услышать полностью абсурдную версию о том, что свастика — это сочетание четырёх букв «Г» от фамилий Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса или Гесса. На самом деле в 1908 году австрийский мистик Гвидо фон Лист обнаружил свастичные мотивы в магических орнаментах древних германцев. Этот факт дал ему повод противопоставить свастику христианскому кресту и заявить в 1910 году о свастике как о символе всех антисемитских организаций в связи с предположением о её отсутствием у семитских народов, хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах. Оккультное общество «Туле», занимавшееся исследованиями германского религиозно-мистического наследия, поместило свастику в свой герб .

Впервые как политический знак свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой «бригады Эрхарда», составившей ядро «Добровольческого корпуса» — монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч — контрреволюционный переворот, посадивший «премьером» в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне «пивного путча» Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской партии НСДАП (Национал-социалистическая германская рабочая партия), а с сентября 1935 года — главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включённой в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта — орла, держащего и когтях венок со свастикой.

Сам Гитлер скорее всего неоднократно встречался с ней в детстве в Бенедиктинском Монастыре в г. Ламбахе, верхняя Австрия, где он вырос: в 1897-98 годах Адольф пел в монастырском детском хоре, а здание монастыря было в нескольких местах украшено свастикой. Кроме того, золотая свастика украшала герб настоятеля. Возможно, это также повлияло на выбор символики для НСДАП. Кстати говоря, большую часть символов гитлеровцы позаимствовали именно у мистического ордена «Туле», который, в свою очередь, почти без изменений воспользовался традиционной скандинаво-германской символикой. Адольф Гитлер никогда не называл символ НСДАП свастикой, вместо этого он использовал слово «Hakenkreuz», что в дословном переводе означает «крюкообразный крест». Эта символика чаще всего в Германии сочеталась с орлом, традиционным символом Рейха ( фрагмент типичного агитплаката ). Левая свастика, использовавшаяся Гитлером, по одному из толкований является символом «ночного солнца», тёмных сил.

Итак, свастику как графическое изображение можно обнаружить в любом древнем культе по всему миру — в Британии, Ирландии, на просторах современной России, Микенах, Гасконии, у этрусков, индусов, кельтов и германцев, в центральной Азии и доколумбовой Америке. Она ассоциировалась с Христом, русско-ведическими (Перун, Сварог, Семаргл) и индуистскими богами (Агни, Шива, Вишну), древнегреческими божествами (Зевс, Гелиос, Афина), с нордическими богами — молот бога грома Тора иногда изображался в виде свастики. Символ солнечной энергии в Вавилоне и Египте — также свастика. Невозможно объять все толкования этого знака. Остановимся лишь на наиболее показательных.

В наиболее общей трактовке свастика обозначает круговорот бытия, годовой цикл, вечное движение галактики, которая даже формой напоминает данный символ. Это значение может претерпевать некоторые изменения, делая свастику символом солярным и обозначающим движение Солнца по небосклону. С этим значением тесно связаны производные от него, обусловленные солнцепоклоннической направленностью Древних Религий — жизнь, плодородие, удача. В индуизме свастичный символ является воплощением вечной сменяемости жизни-перерождения, «круговорота сансары», а также движение от микрокосмоса к макрокосмосу. Буддисты, кроме того, считают свастику олицетворением Закона Будды, которому подвластно всё сущее. Более того, левая и правая свастики соответственно воплощают богиню Кали-Майю (Луна, мать Будды) и бога Ганешу (Солнце, отец Будды). Существует также священный рисунок Стопы Будды ,

который, кроме изображения следа, оставленного Буддой, используется как карта для массажа — свастики обозначают особые точки, воздействуя на которые, мастера воздействуют на здоровье человека. Кроме того, свастика часто присутствовала на священных изображениях Будды

(китайско-дальневосточная иконографическая традиция). Свастика также может считаться эквивалентом символа «Инь и Ян». Так, на священном символе «Фалунь Дафа»

можно видеть четыре буддистских свастики и четыре символа «Инь и Ян» системы Дао. Когда этот символ вращается по часовой стрелке, он поглощает вселенскую энергию, против — выделяет. О христианской трактовке

было уже упомянуто, хотя мы считаем её вторичной по отношению к исходной.

Насчёт единого смысла свастики учёные не могут прийти к общему мнению. Предлагались такие истолкования, как вращающееся Солнце, испускающий лучи круг полуденного Солнца, солнечная колесница, полюс и вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, движение, вращающее мир, центр, созидательная сила в действии, порождение циклов, вращение колеса сансары, крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (т.е. округляя квадрат и делая квадратом круг), крест как сочетание вертикальной и горизонтальной линий, что означает дух и материю, а также четыре ступени существования. 

Предполагается также, что свастика олицетворяет условное изображение человека с двумя руками и двумя ногами, или соединение мужского и женского начал, динамическое и статичное, подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход от центра и возвращение к нему, начало и конец. Кроме того, предполагают, что она символизирует некий лабиринт, воду в движении, или, может быть, изображение разветвленной молнии, являясь сочетанием двух 2-образных символов молнии, или двух горящих факелов и их кругового движения, или двух изогнутых палочек, которые носит Ведическая королева Арани для добывания огня, или кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения, или удвоенного скандинавского Змея-Солнца. Другие полагают, что свастика была образована пересечением меандра, или как вариант креста Тау. Также предполагается, что это символ покорности и смирения, как и руки, скрещённые в знак покорности на груди. Изображения свастики появляются как у богов, так и у богинь.

Сочетание свастики вместе с женскими символами привело к предположению, что она символизирует четыре фазы Луны, но, в основном, она ассоциируется с солнечными и плодородными символами, такими как лев, баран, олень, лошадь, птицы, лотос. Её можно найти на алтарях, статуях, одеяниях, урнах, вазах, утвари, керамике, оружии, щитах, платьях, монетах, а также веретенах, где, как считается, она должна означать вращательное движение. В любом случае, это символ доброй удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения, долгожительства, плодородия, здоровья и жизни. Есть две формы свастики: прямая и обратная, которые, как считается, символизируют мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки («посолонь» и «осолонь», как говорили на Руси), а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом, можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы. Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым крестом. Джайнисты считают свастику символическим изображением четырёх мест возможного перерождения, реинкарнации: животный мир, Земля, ад, царство духов. В буддизме свастика также называется «мандзи» и считается символом совершенства. Вертикальная черта указывает на взаимосвязь Неба и Земли, горизонтальная — на борьбу извечных противоположностей Инь и Ян. Поперечные штрихи, направленные влево, олицетворяют мягкость, сострадание, добро, вправо — твёрдость, постоянство, разум и силу. Мандзи является эмблемой монастыря Шаолинь, равно как и иных центров единоборств. Многие приверженцы восточных боевых искусств носят на своих кимоно именно леволучевую мандзи, символизирующую чистоту их помыслов, считая её первичной. Среди иных толкований можно упомянуть связь свастики с земледелием и характерной ориентацией по сторонам света. Основу здесь составляет момент четверичности, точнее, «конфигурация движения, расчленённого на 4 части». Свастикой обозначались энергетические центры человека — чакры. В масонской традиции свастикой отводили беду и зло. В оккультизме реинкарнация называлась «ротацией» и изображалась в виде свастики. Так, в одном из мистических орденов начала века («Братья-инициаты Азии») во время ритуальных церемоний 29 инициатов становились на большую шахматную доску, образуя живую свастику, оставляя при этом центральную клетку свободной. Этот ритуал существует и поныне среди магических групп Великобритании. 

В Китае свастики используются для изображения сил Инь и Ян, «накопление счастливых символов Десяти Тысяч Сил». Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, означает «вань-цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей, т. е. не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также — Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная — беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая — бесконечное процветание, зеленая — беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика — сила Ян, против часовой стрелки — сила Инь. Кроме присущей свастике энергии вращения, использовалась и другая графическая символика этого знака: загнутые концы образуют квадрат, окружающий статический центр. 

В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года; в Китае — с четырьмя сторонами света, а также являлась символом числа 10 000.

Возникает ряд закономерных вопросов: почему всё-таки свастика получила такое распространение, выходящее далеко за пределы территории расселения индоевропейских народов, почему люди изображали именно её, как это можно объяснить? Попробуем привлечь для объяснения современную науку. Существует очень любопытная теория торсионных полей, разработанная Геннадием Шиповым, согласно которой любой материальный объект имеет своё поле, имеющее энергоинформационную природу и формирующее психический образ этого предмета в сознании человека. Эти поля могут иметь положительную либо отрицательную направленность, влияя тем или иным образом на воспринимающего. Экспериментально наличие торсионных полей доказано способностью некоторых слепых от рождения людей читать книги, написанные обычным, не брайлевским шрифтом. Какое это имеет отношение к свастике? Самое непосредственное. С древнейших времён замечено, что форма предмета оказывает сильнейшее воздействие на человека. В нижеследующей таблице приведены значения торсионной контрастности, которая характеризует величину и знак торсионного поля некоторого символа по отношению к фону в виде чистого листа бумаги. Как видно из приведённой таблицы ,

наисильнейшим торсионным полем обладает круг — Солнце в чистом виде, древний охранный знак, известный всем без исключения народам — это и нимб над головой христианских святых, и буддистская Мандала, и народное поверье о круге как о стене от злых сил, и округлая форма древнейших поселений… Левая свастика занимает второе по положительной силе место, и неудивительно, ведь она также связана с Солнцем и плодородием.

Существует также иное толкование заложенного в свастике глубинного смысла. Немецкий психоаналитик Вильгельм Райх в своей книге, вышедшей в 1933 году, объяснил притягательное действие свастики на массы: «Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика — не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая — в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворён человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят». Вы можете ознакомиться с рисунком , иллюстрирующим те же представления в древности.

Вполне естественно, что этот знак по сей день широко используется в официальной символике и ещё шире использовался в ней ранее — большая значимость свастики не могла остаться незамеченной разработчиками гербов и флагов. На нашей земле самым выразительным примером будетгерб семьи Борейко . Это имя, по легенде, было пожаловано одному боярину главой Великого Княжества Литовского Гедимином за победу над татарским воином, которая решила судьбу всего княжества. В гербе этого рода белая свастика расположена на красном поле. На этом рисункемы видим главу рода с дружиной. Не правда ли, вид у них более чем внушительный и устрашающий? Что касается относительно недавнего времени, то интересен в этом отношении герб Львовского Национального музея, принятый в 1909 году. Связь свастики с небесными светилами в нём подчёркнута символическими изображениями по бокам, которые могут иметь как солярное, так и лунарное происхождение.

На рубеже XIX и XX веков была провозглашена Панамская республика, на флаге которой была изображена свастика, древний символ населения этой страны. Из-за ассоциаций с гитлеровским режимом свастика в 1942 году была модифицирована красным носовым кольцом, национальным украшением панамских индейцев. Свастика в той или иной форме до сих пор красуется на гербах Острова Мэн и Южной Осетии, а также на флаге индийских джайнистов .

В Финляндии свастика входит в президентский штандарт , то есть фактически в знамя республики, а также включена в военный и военно-морской флаги страны и, кроме того, применяется в качестве орденского знака на цепи Большого Креста ордена Белой Розы (высший финский орден, которым могут быть награждены высокие иностранные государственные деятели), в ордене «Крест Свободы» девяти степеней. Сохранение свастики в числе своих государственных символов Финляндия мотивирует тем, что для нее свастика не связана с фашизмом, поскольку была введена в этой стране в 1919 году, то есть до появления ее в Германии.

Естественно, с течением времени яркость любого символа в человеческой памяти угасает. Тем не менее, в первой половине XX века можно было наблюдать интенсивное расширение круга использования свастики. В частности, в этом плане особенно выделяются Соединённые Штаты Америки и Канада. Свастика часто изображалась как символ удачи и благополучия на открытках .

Кроме того, в начале 20-х годов американской Скаутской организацией был принят значок

Источник: http://k-razumnym.livejournal.com

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top