search
top

Роден Рене Франсуа Огюст

 

       (Rodin) (1840-1917), французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари. Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. Посетил Бельгию (1871-77), Италию (1875). Уже ранним работам Родена («Человек со сломанным носом», бронза, 1864, Лувр), статуям «Бронзовый век» (гипс, 1876, ГЭ; бронза, 1880, Лувр) и «Иоанн Креститель» (бронза, 1878, Музей Родена, Париж) присущи характерные для Родена в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884-88 Роден создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза; установлена в Кале в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, противоречивая эмоциональная атмосфера и ощущение духовной напряжённости героев возникают благодаря беспокойному ритму композиции, контрастам статичных и полных динамики фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Роден работал над символически воплощавшей мир человеческих страстей горельефной композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Родену поэзии. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произв. (многочисленные варианты, бронза и мрамор — в Музее Родена, Париж, в Лувре, ГЭ, ГМИИ и других собраниях). Таковы острогротескная фигура «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), пронизанная ярким эмоциональным порывом группа «Поцелуй» (1886), исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя «Мыслитель» (1888). С середины 80-х гг. в творчестве Родена всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению человеческих эмоций — от ясной гармонии и мягкого лиризма до отчаяния и мрачной сосредоточенности. Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих, — подчёркнуто живописной. Это позволяет Родену, ставшему одним из основоположников импрессионизма в скульптуре, создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи. Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Однако некоторые работы Родена отличаются утратой чувства подлинной монументальности: памятник В. Гюго (мрамор, 1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97; установлен в 1939) в Париже. Портретным бюстам Родена свойственны острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира («Ж. Далу», 1883, «А. Рошфор», 1897, «П. Бертло», 1906, — все бронза). Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Родена.         

Творчество Родена дало импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров европейской скульптуры XX в., и в первую очередь его учеников, среди которых Э. А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.

«Мыслитель». Бронза. 1888. Музей Родена. Париж.

Три тени» (из композиции «Врата ада»). 1880. Музей Родена. Париж.

Литература: Б. Терновец, Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, (пер. с нем.), М., 1960; Д. Вейс, О. Роден, пер. с англ., М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. 1-2, P., 1964; Schmoll I. A., Rodin-Studien, Mьnch., 1975; Chabrun J.-F., A. Rodin, Lausanne, 1975; Bourdelle E. A., La sculpture et Rodin, P., 1978.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

Источник: http://dic.academic.ru

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top