search
top

СТЕРН, ЛОРЕНС

СТЕРН, ЛОРЕНС (Sterne, Laurence) (1713-1768), английский романист. Самое значительное его произведение, Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена , было предвестником романа «потока сознания» в литературе 20 в. Родился 24 ноября 1713 в Клонмеле (Ирландия). В годы его детства семья перемещалась по Англии и Ирландии, следуя за отцом, армейским прапорщиком. Затем мальчика определили в школу поблизости от Галифакса. В 1733 при содействии двоюродного брата Р.Стерна он был зачислен стипендиатом в Джизас-колледж Кембриджского университета. Получил степени бакалавра (1736) и магистра искусств (1740); был рукоположен в диаконы (1736) и в священники (1738). В том же году стал викарием в Саттоне, а затем благодаря влиянию своего дяди Ж.Стерна, влиятельного в Йорке священнослужителя, — пребендарием в Йоркском кафедральном соборе (1738).

Стерн без особого рвения служил в своем приходе, недолго, но весьма деятельно участвовал в политической жизни Йорка на стороне вигов, безуспешно пробовал себя в фермерстве и предавался любимым занятиям — рисованию, музыке, чтению. В его проповедях, созданных в эти годы и впоследствии опубликованных, уже заметно прославившее его своеобразие стиля.

Домашняя жизнь Стерна в эти годы складывалась неблагополучно из-за его романических увлечений и психической неуравновешенности жены; вдобавок вдовствующая мать и сестра предъявляли неумеренные, по его скромным доходам, денежные требования. Эти обстоятельства сильно повредили его репутации в глазах будущих биографов. Между тем здоровье Стерна было подорвано туберкулезом, участились кровотечения, начавшиеся еще в Кембридже. К этому времени он уже попробовал себя в сатирическом жанре, написав небольшой памфлет Политический роман ( A Political Romance ,1759), поводом для которого послужили склоки в церковных кругах Йорка. Памфлет вскоре изъяли, но Стерн, обнаружив в себе литературный дар, взялся писать Тристрама Шенди — поначалу как сатирическую «смесь» (miscellany). Вышедшие в начале 1760 первые два тома покорили Лондон, и приехавший в столицу автор стал литературной знаменитостью сезона. Триумфы повторялись и в последующие частые наезды Стерна в Лондон. Очередные двухтомные выпуски романа вышли в январе и декабре 1761, в 1765; и последний, 9-й том — в 1767. Собрания Проповедей Йорика ( Sermons of Mr. Yorick ) выходили в 1760, 1766 и 1769 (посмертное издание).

Успех ждал Стерна и в светском обществе континентальной Европы, куда он выезжал на лечение в 1762-1764 и 1765-1766. Его чествовали в Париже, затем писатель долго жил на юге Франции и ездил в Италию. Материалы этих путешествий вошли в 7-й том Тристрама Шенди и легли в основу последней книги Стерна, Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии ( A Sentimental Journey through France and Italy by Mr. Yorick ). Умер Стерн в Лондоне 18 марта 1768.

Шедевром Стерна безоговорочно признан Тристрам Шенди ( Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman ). На первый взгляд роман представляется хаотической мешаниной занятных и драматических сцен, мастерски очерченных характеров, разнообразных сатирических выпадов и ярких, остроумных высказываний вперемежку с многочисленными типографскими трюками (указующие пальцы на полях, зачерненная («траурная») страница, обилие многозначительных курсивов). Рассказ постоянно уходит в сторону, перебивается забавными и порою рискованными историями, каковые щедро доставляет широкая начитанность автора. Отступления составляют ярчайшую примету «шендианского» стиля, объявляющего себя свободным от традиций и порядка. Критика (прежде всего С.Джонсон) резко осудила писательский произвол Стерна. На деле же план произведения был продуман и составлен куда более внимательно, чем казалось современникам и позднейшим викторианским критикам. «Писание книг, когда оно делается умело, — говорил Стерн, — равносильно беседе», и, рассказывая «историю», он следовал логике живого, содержательного «разговора» с читателем. Подходящее психологическое обоснование он нашел в учении Дж.Локка об ассоциации идей. Помимо разумно постигаемой связи идей и представлений, отмечал Локк, бывают их иррациональные связи (таковы суеверия). Стерн разбивал крупные временные отрезки на фрагменты, которые затем переставлял, сообразуясь с умонастроением своих персонажей, от этого его произведение — «отступательное, но и поступательное в одно и то же время».

Герой романа Тристрам — вовсе не центральный персонаж, поскольку вплоть до третьего тома он пребывает в зародышевом состоянии, затем, в период раннего детства, возникает на страницах от случая к случаю, а завершающая часть книги посвящена ухаживанию его дядюшки Тоби Шенди за вдовой Водмен, вообще имевшему место за несколько лет до рождения Тристрама. «Мнения» же, упомянутые в заголовке романа, по большинству принадлежат Вальтеру Шенди, отцу Тристрама, и дядюшке Тоби. Любящие братья, они в то же время не понимают друг друга, поскольку Вальтер постоянно уходит в туманное теоретизирование, козыряя древними авторитетами, а не склонный к философии Тоби думает только о военных кампаниях.

Комическое преобладает в Тристраме Шенди , однако ближе к концу романа, в угоду читательским ожиданиям, сатиру и задорный смех первых томов потеснили патетический тон и сентиментальные эпизоды (отступление о Лефевре в шестом томе и образ добрейшего дядюшки Тоби). «Чувствительность» (не без оглядки на С.Ричардсона) Стерн еще более усилил в Сентиментальном путешествии. Внешне оно организовано лучше, чем Тристрам Шенди , — это короткие рассказы о путешествии по Франции (писатель не успел закончить раздел, посвященный Италии). Его роман дал название новому литературному направлению — сентиментализму.

Читатели-современники объединяли Стерна с Рабле и Сервантесом, которым он открыто следовал, а позже выяснилось, что он был предвестником таких писателей, как Дж.Джойс, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер, с их методом «потока сознания».

Источник: http://www.krugosvet.ru

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top