search
top

ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951-1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым ), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего , 1952; Третий снег , 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» — от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники Шоссе энтузиастов , 1956; Обещание , 1957; Яблоко , 1960; Взмах руки , Нежность , оба 1962; Катер связи , 1966; Идут белые снеги , 1969; Дорога номер один , Поющая дамба , оба 1972; Интимная лирика , 1973; Отцовский слух , 1975; Утренний народ , 1978; Две пары лыж , 1982; Граждане, послушайте меня , 1989).

Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие , 1956; Лучшим из поколения , 1957; Наследники Сталина , 1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» (поэмы Братская ГЭС , 1965; Казанский университет , 1970).

В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба , 1982, Государственная премия СССР, 1984; Фуку , 1985) и мирового коммунистического движения (поэма в прозе Я Куба , 1963, на основе которой по сценарию Евтушенко создан советско-кубинский кинофильм, 1964, реж. М.Калатозов и С.Урусевский; «кубинский» цикл — Интернационал , Разговор с МАЗ’ом , Три минуты правды , Архивы кубинской кинохроники , и др.; повесть в стихах Голубь в Сантьяго , 1978) свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России (поэмы Станция « Зима », 1956; Ивановские ситцы , 1976; Северная надбавка , 1977; « Непрядва , 1980; стихотворения Свадьбы , Фронтовик , оба 1955; Баллада о браконьерстве , 1963, и др.).

Особый пласт — протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками (выступления в защиту «диссидентов» — А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича и др., неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане и т.п., возмущение преследованиями творческого «инакомыслия» (стихотворения Танки идут по Праге , 1968; Афганский муравей , 1983; Баллада о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта» и о шефе жандармов , 1963).

Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей…» — стих. Бабий Яр , 1961; «…глазами чеха или венгра взглянуть на русские штыки» — стих. Возрождение , 1971), постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио , 1974), решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида , 1967; Под кожей статуи Свободы , 1970).

Источник: http://www.krugosvet.ru

На сайте «Военная хроника» не только фильмы о войне, но сотни документальных фильмов и хроники.

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top