search
top

Фримен Дайсон на лекции в ФИАНе

 

23 марта 2009 г. в Москве, в Физическом институте им. Лебедева, с публичной лекцией выступил американский физик британского происхождения, один из наиболее ярких и парадоксальных мыслителей нашего времени Фримен Дайсон (Freeman Dyson).

 

Академик РАН Валерий Рубаков представил аудитории гостя, кратко рассказав о его биографии и научных достижениях. Он отметил, что уже не первый раз слушает выступления Дайсона и «его идеи всегда интересны, оригинальны и, в хорошем смысле, провокационны»

 

Свою лекцию «Еретические мысли о науке и обществе» профессор Принстонского университета, лауреат Темплтоновской премии Дайсон начал с того, что отметил, что как ученый, не очень верит в предсказания. «Наука организована непредсказуемо. ….Можно даже сказать, что если что-то предсказуемо, то оно не является наукой. Когда я делаю прогнозы, то выступаю в качестве рассказчика баек, а мои предсказания – скорее научная фантастика, чем наука».

 

Он посвятил свое выступление обсуждению общепринятых догм, некоторые из которых могут быть вполне верными, но все равно нуждаться в критическом анализе. «Я горд тем, что я еретик. Миру всегда нужны еретики для критики преобладающих ортодоксий. Так как я – еретик, то привык быть в меньшинстве», – отметил он.

 

Физик извинился за то, что будет проводить анализ с точки зрения американца. Он понимает, что перед Россией стоит много других проблем, о которых Дайсон не так много знает, поэтому он «не хотел бы выглядеть глупо и учить русских тому, как им решать российские проблемы».

 

Ф. Дайсон выступил с пятью тезисами, включавшими как разоблачение общепринятых мифов, так и прогнозы влияния научно-технических разработок на будущее человечества. Его первая «ересь» была посвящена тому, что опасность глобального потепления сильно преувеличена, и что крайне сложно отделить научную составляющую дискуссии климатологов от политической. Он полагает, что простые шаги по увеличению биомассы (лишь на одну треть миллиметра в год) могли бы серьезно повлиять на уменьшение содержания углекислого газа в нашей атмосфере.

 

«Когда я слушаю публичные дебаты об изменениях климата, я удивлен тому, какие огромные пробелы существуют в наших знаниях, насколько обрывочны наблюдения и насколько поверхностны наши теории. Многие из базовых процессов планетарной экологии плохо понимаются. И они должны быть лучше изучены, прежде чем, мы сможем поставить более точный диагноз текущего состояния нашей планеты. Когда мы пытаемся заботиться о планете, как мы заботимся о больном пациенте, болезнь должна быть продиагностирована раньше, чем начато ее лечение. Необходимо больше наблюдать и измерять все, что происходит в биосфере, а не полагаться исключительно на компьютерные модели».

 

Вторая «еретическая мысль» Ф. Дайсона была также связана  с изменением климата и касалась обсуждения того, какая Сахара нужна человечеству влажная или сухая. Как известно, около 6000 лет назад, благодаря теплому климату, на месте современной пустыни был зеленый оазис с большим разнообразием животных и птиц.

 

Он поставил перед слушателями два вопроса. «Во-первых, если содержание углекислого газа в атмосфере будет увеличиваться, то придем ли мы к климату, при котором 6000 лет назад Сахара была влажной? И, во-вторых, если бы мы смогли выбирать между климатом сегодняшнего дня с пустыней Сахара и климатом нескольких тысяч лет назад, когда на месте пустыни был оазис, то предпочли ли бы мы климат сегодняшнего дня?». По мнению Дайсона, ответом на первый вопрос является «да» и «нет» на второй вопрос. Поэтому возможно глобальное потепление было бы благоприятным процессом для человечества и окружающей среды. «Нет никакого вреда подумать об этом», – заметил он.

 

Третья «ересь» была посвящена будущему одомашниванию биоинженерных разработок. По прогнозу ученого, в недалеком будущем генетики создадут новых домашних животных, предоставят детям и домохозяйкам обширный выбор новых живых существ, что потребует выработки новых правил поведения и безопасности. «Дизайн геномов станет личным делом, новым стилем искусства таким же творческим как рисование или скульптура. Лишь малое число из созданных существ будет шедеврами, но все вместе они принесут радость их создателям и большое разнообразие новых форм фауны и флоры».

 

Дайсон прогнозирует появление биотехнических игр, созданных по модели компьютерных, для детей, начиная от детсадовского возраста. Вместо картинок на экране дети будут играть в реальные яйца и семена, получив возможность увидеть, что получается из выращиваемых ими существ. «Победителями станут те, кто вырастят самый прикольный кактус или самого зубастого динозавтра. Эти игры будут беспорядочными и возможно опасными. Понадобится введение новых правил и регуляций, чтобы обезопасить самих детей и взрослых», – отметил ученый.

 

Такое одомашнивание биотехнологических разработок ставит перед людьми пять вопросов. Может ли этот процесс быть остановлен? Следует ли его остановить? Если же введение такого запрета будет невозможным или нежелательным, каким должны быть желательные пределы такого одомашнивания? Кроме того, как будут определяться эти пределы? И как они будут введены на национальном и международном уровнях? В отличие от компьютерных вирусов, которые могут нанести существенный вред оборудованию, реальные вирусы могут оказаться более опасными, – отметил американский физик.

 

Четвертая «ересь» была посвящена биологии открытого кода, здесь Дайсон кратко напомнил о том, что Микрософт держит свои программные коды в секрете, а сама идеология компьютерных систем UNIX и LINUX построена на принципах открытого кода. По мнению ученого, человечество быстро движется к пост-дарвиновской эре, когда вновь будут конкурировать уже не отдельные виды существ, а будет доминировать принцип открытого кода с горизонтальным обменом генов, и эволюция жизни снова станет делом коммунальным.

 

Значительную часть своего выступления, вызвавшую много вопросов, Дайсон посвятил пятой «ереси» – размышлениям об опасности и сомнительной эффективности ядерного оружия. Физик напомнил о некоторых уроках истории и выразил убеждение, что нужно предпринимать как односторонние, так и совместные меры по избавлению от ядерного оружия, точно так же как это было сделано с оружием биологическим. У США около 10 тыс. ядерных ракет, у России примерно столько же, – отметил ученый, – и эти запасы гораздо более опасны для мира, чем то малое число ракет, которое есть в наличие у Ирана или Пакистана.

 

«Люди жалуются, что русские небрежно относятся к охране своих ядерных запасов, но я никогда не забуду, когда я вошел в помещение одного из американских складов и увидел 41 водородную бомбу, лежащие на полу и даже не связанные. Я их аккуратно пересчитал, их там было ровно 41. Интересно, заметил ли бы кто-нибудь, если их там было на одну или две меньше. С нашей стороны, тоже есть определенная неряшливость», – подчеркнул Ф. Дайсон.

 

Он закончил свою лекцию такими словами: «Я не буду пытаться суммировать уроки, которые слушатели могли почерпнуть из моих пяти ересей. Я бы хотел, чтобы главным уроком стало понимание того, что далекое будущее не является предопределенным. Правила всемирно-исторической игры меняются от десятилетия к десятилетию непредсказуемыми путями. Возможно, что все наиболее беспокоящие нас проблемы и превалирующие догмы окажутся через 50 лет совершенно устаревшими. Мои ереси возможно также устареют. Будущее – в руках наших детей и внуков. Мы должны дать им свободу выдумывать свои собственные ереси».

 

Эти слова были встречены бурными аплодисментами, затем физику было задано множество вопросов, часть на английском языке, часть на русском. Последние помогал переводить ведущий научный сотрудник ФИАНа Алексей Семихатов (см. на фото). Дайсон старался отвечать коротко, отвечая на порой курьезные и длинные вопросы радующим «да», «нет» или «не знаю».

 

Конференц-зал и колонный зал ФИАНа были заполнены до отказа, свободных кресел не было, и люди стояли в проходах. По приблизительным оценкам послушать выступление известного ученого пришли около тысячи человек, не только взрослые, но и дети. Так, школьник Бауманского лицея сообщил корреспонденту «Полит.ру», что о лекции Дайсона его классу рассказал их школьный учитель.

 

Маленькая девочка, учащаяся 8-го класса лицея №2 Александра Степанищева (см. на фото) не только пришла на лекцию, но и не побоялась задать Дайсону вопрос, будут ли биоинженерные игры вызывать такую же зависимость, как компьютерные. Он ответил коротким: «Да!». Александра всерьез увлекается физикой, уже думает о том, в каком вузе будет учиться и один из вариантов – физфак МГУ.

 

На лекции присутствовали жена Дайсона Им (Imme) и один из его сыновей Джордж, который также занимается наукой, пишет научные и научно-популярные книги по истории. Он рассказал, что у его отца 6 детей и уже 16 внуков. В свою очередь, Им отметила, что в Россию Ф. Дайсон в этом году второй раз не приедет, он много выступает в США и по возвращении домой физика уже ждут в одном из североамериканских штатов.

 

Лекция, организованная при поддержке Фонда «Династия», была, на самом деле, любопытной. Попытка взглянуть на будущее человечества и научных разработок как бы с высоты птичьего полета не могла не заинтересовать. «Вы написали статью о лягушках и птицах в науке, а Вы сами к кому себя относите?» – спросила я Ф. Дайсона. «Определенно к лягушкам», – ответил он.  «А вот профессор Вершик считает, что Вы в физике – птица». Дайсон улыбнулся. Новая гипотеза, еще одна «ересь» – почему бы нет?

 

Источник: http://polit.ru

Похожие записи:

Нет меток для данной записи.

Комментарии закрыты

top