search
top

Амундсен Руаль

 

Его именем названо море Амундсена (Тихий океан, у берегов Антарктиды, между 100 и 123° .з. д.), гора (нунатак в Восточной Антарктиде, в западной части Земли Уилкса, у восточного борта выводного ледника Денмана под 67° 13′ ю. ш. и 100° 44′ в. д.; высота 1445 м.), американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде (при открытии в 1956 г. станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 г. из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 м. от географического южного полюса.), а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер (расположен на Южном Полюсе Луны, поэтому кратер и назвали именем путешественника Амундсена, который первым достиг Южного Полюса Земли; кратер имеет диаметр 105 км, и его дно недоступно для солнечных лучей, на дне кратера лёд.).

 

• 1890-92 гг. учился на медицинском факультете в университете г. Христиания

 

• 1928 г. во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

Руаль родился в 1872 г. на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей.

 

Такая жизнь — предельно удаленная от цивилизации, ставящая европейца в тяжелейшие, непривычные условия — казалась Амундсену возвышенной и достойной. Он называл эскимосов «мужественными детьми природы». Но некоторые обычаи его новых друзей производили на него отталкивающее впечатление. «Они очень дешево предлагали мне множество женщин», — писал Амундсен. Чтобы подобные предложения не деморализовали участников экспедиции, он категорически запретил своим товарищам на них соглашаться. «Я добавил, — вспоминает Амундсен — что, по всей вероятности, в этом племени должен быть очень распространен сифилис». Это предупреждение подействовало на команду.

Более двух лет Амундсен пробыл у эскимосов, а в это время весь мир считал его пропавшим без вести. В августе 1905 г. «Иоа» отправилась дальше, взяв курс на запад, сквозь воды и области, которые еще не были нанесены на старые карты. Вскоре перед ними открылась широкая гладь залива, образуемого морем Бофорта (теперь залив носит имя Амундсена). А 26 августа «Иоа» встретила шхуну, идущую с запада, из Сан-Франциско. Капитан-американец был удивлен не менее, чем норвежец. Он поднялся на борт «Иоа» и спросил: «Вы капитан Амундсен? В таком случае я вас поздравляю». Оба крепко пожали друг другу руки. Северо-Западный проход был покорен.

 

 

9 августа 1910 г. «Фрам» вышел в море. Официальная цель: Арктика, через мыс Горн и западный берег Америки. На Мадейре, где «Фрам» пришвартовался в последний раз, Амундсен впервые сообщил команде, что его цель — не Северный полюс, а Южный. Кто хотел, мог высадиться, однако желающих не нашлось. Своему брату Леону Амундсен дал письма к королю Хокону и Нансену, в которых он приносил извинения за смену курса. Своему сопернику Скотту, который в полной готовности стоял на якоре в Австралии, он лаконично телеграфировал: ««Фрам» на пути к Антарктиде«. Это послужило сигналом к началу самого драматичного соперничества в истории географических открытий.

 

16 декабря 1911 г., взяв полуночную высоту солнца, Амундсен определил, что они находятся примерно на 89° 56′ ю. ш., то есть в 7– 10 км от полюса. Тогда, разбившись на две группы, норвежцы разошлись по всем четырем сторонам света, в радиусе 10 километров, чтобы точнее обследовать приполюсный район. 17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Здесь они установили палатку и, разделившись на две группы, по очереди наблюдали секстантом высоту солнца каждый час круглые сутки.

 

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на Юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. В расчете, составленном перед окончательным отправлением на полюс, я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, т. е. момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием… «

Выбор места зимовки, предварительная заброска складов, использование лыж, более легкое, более надежное, чем у Скотта, снаряжение — все сыграло свою роль в конечном успехе норвежцев.

 

«Норвегия» теперь неминуемо оказывалась второй. Зато из-за своей почти стометровой длины она была более внушительной и впечатляющей для публики, чем маленький самолет Берда. Когда 11 мая 1926 г. дирижабль вылетел со Шпицбергена, вся Норвегия следила за полетом. Это был грандиозный перелет над Арктикой через полюс к Аляске, где воздушный корабль приземлился в местечке под названием Теллер. После 72-часового бессонного перелета, в тумане, временами едва не касаясь земли, Умберто Нобиле сумел точно посадить спроектированную им гигантскую машину. Это стало огромным успехом в области воздухоплавания. Однако для Амундсена триумф был горьким. В глазах всего мира имя Нобиле затмило имя норвежца, который, будучи организатором и начальником экспедиции, в сущности, летел всего лишь как пассажир.

 

 

Источник: http://ppjournal.ru

Похожие записи:

Комментарии закрыты

top