search
top

Бернарден де Сен-Пьер, Жак-Анри

img4fe4fb102a2b6 Бернарден де Сен Пьер, Жак Анри

В детстве Сен-Пьер увлекался чтением « Робинзона Крузо ». Совершил — благодаря своему дяде-капитану — путешествие на Мартинику ; однако тяготы мореплавания так изнурили его, что Бернарден на всю жизнь невзлюбил морскую стихию. Затем он учился в католических коллежах Кана и Руана ; система образования у иезуитов в дальнейшем привела Бернардена к выработке если не антиклерикалистских воззрений, то весьма своеобразной концепции Божественного . В 1757 поступил в Национальную школу мостов и дорог .

При не вполне ясных обстоятельствах получив диплом инженера (училище он так и не окончил), Бернарден работал в Германии ( 1760 ), на Мальте ( 1761 ); в результате конфликта с начальством отправился в Голландию , затем в Россию ( 1762 ), где, возможно, был представлен Екатерине II . Через графа Орлова он предложил императрице проект «колонии авантюристов» на Аральском озере ; проект, однако, был отклонен. Жил в Польше ( 1764 ), где поддерживал князя Радзивилла в его борьбе с будущим королем, графом Понятовским ; Дрездене , Берлине (где безуспешно пытался завербоваться в прусскую армию), Вене . В 1766 году вернулся в Париж столь же неимущим, что и в начале своих странствий. Затем Бернардену удалось получить место на судне, отправлявшимся в Индийский океан ; два года он провёл на Иль-де-Франсе (ныне остров Маврикий ). После недолгого пребывания на расположенном неподалеку острове Бурбон (ныне Реюньон ) в июне 1771 он снова в Париже. Долгое время Сен-Пьер пытается найти работу. Д’Аламбер вводит его в салон Жюли де Леспинас , но без особого успеха; Бернарден скоро рвет с энциклопедистами , но поддерживает сердечные дружеские отношения с Руссо .

Публикация первой книги Сен-Пьера, «Путешествие на Иль-де-Франс» ( 1773 ), прошла незамеченной. Долгожданное материальное благополучие Бернардену принесла публикация трактата «Этюды о природе» ( 1784 ). Начиная с третьего ( 1788 ) издания Сен-Пьер включал в текст «Этюдов» повесть-притчу «Поль и Виржини», которая является признанной вершиной его творчества. Перипетии Великой французской революции Бернарден перенес сравнительно легко. В 1792 году стал заведовать парижским Ботаническим садом . Лишь в 1793 году он впервые женился — на дочери своего издателя Дидо , Фелисите; после её кончины женился вторично. После смерти писателя осталось множество рукописей, на основе которых в 1818 году было выпущено первое собрание его сочинений. Большой интерес для отечественного читателя могли бы представить мемуары Бернардена о России (на русский язык не переводились).

Повесть «Поль и Виржини» — трагическая притча о беззаветной любви, целомудрии и пагубном воздействии цивилизации — вобрала в себя множество культурных ассоциаций ( Адам и Ева , Дафнис и Хлоя , Тристан и Изольда , платоновский миф об Андрогине , пасторальный роман Оноре д’Юрфе «Астрея»…). Книга является вместе с тем ключевым произведением французского предромантизма , где Бернарден фактически стал первопроходцем в описании экзотической природы (которую он хорошо знал) и в разработке соответствующего словаря. В повести отразилось воздействие идей Руссо (« Юлия, или Новая Элоиза ») и аболиционистских представлений. О неслыханной популярности этой повести свидетельствует тот факт, что генерал Бонапарт (в тот момент еще не ставший императором) брал с собой книгу в период итальянской кампании ( 1796 ).

В этой пространной книге, написанной под влиянием Бюффона и больше напоминающей лирическое эссе , чем естественнонаучный трактат , Бернарден хотел показать бесконечную заботливость Провидения и доказать, что всё в мире было создано для удобства человека. Несколько наивный телеологизм и финализм «Этюдов о природе» нередко становились предметом критики, в том числе со стороны составившего весьма интересный комментарий к этой книге Джакомо Казановы , а также Шатобриана , вообще-то многим обязанного Бернардену.

Вот какую характеристику Бернардену де Сен-Пьеру — мыслителю дал в своем дневнике 1817 года поэт Константин Батюшков :

Bernardin de St.-Pierre умер незадолго перед нами. Он много странствовал, служил в России офицером и, видно, был несчастлив. Мечтатель, подобный Руссо. Его философия — бред, в котором сияет воображение и всегда видно доброе и чувствительное сердце.

Источник: http://ru.wikipedia.org

Похожие записи:

Метки:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

top