search
top

Реактивные самолеты Люфтваффе против сталинских соколов

В последнее время интерес к реактивной авиации третьего рейха особенно велик. Ведь именно ее можно считать прародителем современной авиатехники. Все началось в середине 30-х годов в Германии. 1936 студент Ганс Пабст фон Охайн, обучающийся в Геттингенском университете получил патент на ТРД (турбореактивный двигатель), который он сам сконструировал. Построили его в 1937 г. Для дальнейших испытаний Э. Хейнкелем был создан первый реактивный самолет He-178В1.

Первый полет состоялся 29 августа 1939 г. Позже работы над реактивными и ракетными самолетами будут вестись в более широком объеме. Каждое КБ будет представлять на суд экспертам свои разработки. Достигнутые немцами в этот период результаты, как станет ясно после обработки всех захваченных документов и образцов, позволят сделать вывод о том, что Германия во второй половине 30-ых и начале 40-х была несомненным лидером в этой области.

Но руководство Третьего Рейха не спешило активно финансировать реактивный проект. Германия, обладавшая на 1939 год самой боеспособной армией, разработала теорию «Блицкрига», в котором не было места для реактивной авиации. Но после нескольких крупных поражений, в 1942 г. Германия активизирует свою реактивную программу. А со второй половины 1943 г. люфтваффе зачастую стали разрабатывать только реактивные проекты.

В 1944 году формируются учебные центры подготовки пилотов для реактивной авиации и первые боевые подразделения. Активное участие в боевых операциях реактивные самолеты принимали практически до самого окончания войны.

Основной целью для реактивных самолетов люфтваффе были бомбардировщики союзников, которые постоянно наносили удар по городам и промышленным объектам в Германии. Самолеты оветских ВВС столкнулись с новейшими разработками немцев только в самом конце войны, когда фронт был уже на территории Германии. И война подходила к концу «сырые» и недоработанные реактивные самолеты люфтваффе не могли противостоять совершенным: Ла-7, Як-9 и т.д. Да и подготовка немецких летчиков оставляла желать лучшего… Отсутствие постоянно действующей реактивной авиации на Восточном фронте о объясняется тем, что все реактивные асы были на западном направлении и защищали небо Германии от постоянных бомбовых атак, наносимых союзниками.

Первыми на Восточном фронте с реактивными самолетами встретились летчики 176 гвардейского истребительного авиационного полка .

Произошла эта встреча 14 февраля 1945 г. Куманичкин в паре с командиром полка Чупиковым встретились в воздухе с необычным самолетом. Гвардейцы попытались атаковать противника, но немецкий самолет неожиданно быстро оторвался от преследователей. После проявки пленки фотокинопулемета стало ясно, что летчики 176-го ГИАП повстречались с новейшим реактивным истребителем Ме-262. Это была первая, но не последняя встреча летчиков 176-го ГИАП с реактивной техникой немцев.

Первого реактивного на свой счет записал прославленный ас Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.

КОЖЕДУБ Иван Никитович, род. 8.6.1920 в с. Ображиевка ныне Шосткинского р-на Сумской обл. в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1943. Окончил химико-технол. техникум. В Сов. Армии с 1940. В 1941 окончил Чугуев. воен. авиац. школу летчиков. На фронтах Вел. Отеч. войны с марта 1943. Ком-р эскадрильи 240-го истр. авиац. полка (302-я истр. авиац. див., 5-я возд. армия, Степной фронт) ст. лейтенант Кожедуб к октябрю 1943 совершил 146 боевых вылетов, сбил 20 самолетов пр-ка. Звание Героя Сов. Союза присвоено 4.02.44. К середине 1944 зам. ком-ра 176-го гв. истр. авиац. полка (302-я истр. авиац. див., 16-я возд. армия, 1-й Белорус. фронт) гв. капитан К. довел счет боевых вылетов до 256 и сбитых самолетов пр-ка до 48. 19.8.44 он нагр. второй мед. «Золотая Звезда». К концу войны гв. майор К. довел свой счет боевых вылетов до 326 и сбитых самолетов пр-ка до 60. За высокое воин, мастерство, личное мужество и отвагу 18.8.45 он нагр. третьей мед. «Золотая Звезда». В 1949 окончил Военно-возд. акад., в 1956 — Воен. акад. Генштаба. С 1971 в центр, аппарате ВВС, с 1978 в Группе ген. инсп. МО СССР. Маршал ав-и. Деп. Верх. Совета СССР 2-5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Нагр. 2 орд. Ленина, 7 орд. Красного Знамени, орд. Александра Невского, Отечественной войны 1 ст., 2 орд. Красной Звезды, орд. «За службу Родине в ВС СССР» 3 ст., медалями, а также иностр. орденами и медалями. Почетный гражданин гг. Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др. Бронзовый бюст установлен в с. Ображиевка.

Произошло это событие 19 февраля в небе над Одером и по описанию И.Н.Кожедуба происходило следующим образом: «Дело было так. Мы вели воздушную охоту невдалеке от линии фронта. Внимательно слежу за воздухом. С юга, со стороны Франкфурта, на высоте 3500 метров внезапно появляется самолет. Он летит вдоль Одера на скорости, предельной для наших «Лавочкиных». Да это же реактивный самолет! Быстро разворачиваюсь. Даю мотору полный газ, преследую врага. Летчик, очевидно, и не смотрел назад, полагаясь на большую скорость. «Выжимаю» из машины максимальную скорость, стараюсь сократить дистанцию и подойти с небольшим снижением под «брюхо» вражеского самолета. Хочется подробно рассмотреть его; если удастся открыть огонь и сбить. Подхожу со стороны хвоста на расстоянии пятисот метров. Удачный маневр, быстрота действий, скорость позволили мне приблизиться к реактивному самолету. Но что такое? В него летят трассы: ясно — мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю «Старика», уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно-негаданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает.»

В этом воздушном бою И.Н.Кожедуб сбил Ме-262. Немецкие источники потерю подтверждают, даже установлен номер самолета WNr.900284.

Попробуем заглянуть в ту встречу с реактивным истребителем люфтваффе, закончившуюся одной из загадок истории авиации.

Многие, а зачастую все считают, что И.Н.Кожедуб сбил унтер-офицера Курта Лянге из I./KG(j)54. Но это маловероятно, так как I/KG(j)54 в это время (22.02.45-28.03.45) базировалась на аэродроме в Гибельштате под Вюрцбургом. А бой Ивана Никитовича с реактивным самолетом проходил севернее Франкфурта-на-Одере. Если кто-то из читателей не имеет возможности взглянуть на карту Германии, то я позволю себе напомнить, что Вюрцбург — это Бавария, а значит, южная часть Германии. Франкфурт-на-Одере — северная. И расстояние между ними довольно приличное. Около 600 км (практическая дальность полета Ме-262 составляет 1040 км). Спрашивается, зачем KG(j)54 будет отправлять через всю Германию на «охоту» самолет, когда там периодически действует более опытная (по составу пилотов) JV44 (дело в том, что близ Одера находилась так называемая «учебная зона» этой части, там проходили летную подготовку молодые пилоты)? Но постойте, JV44 была официально сформирована 24 февраля 1945 г., а бой с реактивным истребителем состоялся 19 февраля 1945. Что ж, JV44 не подходит. Просмотрим следующие части.

Может JG7 ? Рассмотрим этот вариант. В феврале эта часть занимались отражением атак союзной авиации с западного направления, но нередки были случаи полета II./JG7 вблизи Восточного фронта. Благо, место базирования позволяло: Браденбург-Брист.

Значит, с Иваном Никитовичем самолет из JG7 скорее всего и встретился. Известно, что камуфляж этого истребителя состоял из беспорядочных пятен и с номером за кабиной. Цифра 9 красного цвета. Вспомним обозначения в люфтваффе. Красный номер обозначает принадлежность ко второй эскадрилье в каждой группе. Значит Иван Никитич, скорее всего, сбил Ме-262 из второй эскадрильи JG7. Но и у скептиков есть повод для сомнений, например: почему Иван Никитич не заявил о победе сразу по приземлению на аэродром. Или, где пленка ФКП, которая засняла Ме-262? Почему в документах полка нет ни слова о реактивном самолете, хотя бы в сводке за месяц. И еще один аргумент: в машинописном списке побед, победа над Ме-262 вписана ручкой на полях, что наталкивает на сомнения в подлинности этого документа.

Что ж, этот вопрос очень сложный и требует отдельного рассмотрения. А я лишь попытался чуть-чуть приоткрыть завесу этой тайны.

Но встречи с Ме-262 были и у других пилотов, кто-то сбивал это «чудо оружие возмездия», а кто-то погиб от его «рук».

Пилот 152 ГИАП Гарри Александрович Мерквиладзе также имеет на своем счету сбитого двести шестьдесят второго. Бой происходил следующим образом: Гарри Александрович, выполняя полет, заметил новый самолет противника, по описанию подходящий на Ме-262. Немецкий пилот также заметил советский истребитель, и приготовился к атаке. Мерквиладзе понял, что без хитрости этот самолет «с небес на землю» не спустить. Вражеский истребитель зашел в хвост истребителю Мерквиладзе и приготовился стрелять, советский летчик использовал преимущество маневренности своего истребителя, и когда Ме-262 мчался на большой скорости в хвост самолета Гарри Александровича, он и применил ту самую хитрость, совершив резкий рывок в сторону, Мерквиладзе изменил траекторию полета своего самолета, а истребитель врага на бешеной скорости промчался мимо и ушел вперед. Советскому летчику оставалось лишь поймать в прицел истребитель врага и выпустить по двести шестьдесят второму очередь пулеметно-пушечного огня, что Гарри Александрович и сделал, записав на свой счет «чудо инженерной мысли Германии».

27 февраля 1945 г. в 16 Воздушной армии была проведена конференция на тему: «Борьба поршневых истребителей ВВС РККА против новой реактивной техники противника». В конференции приняли участие пилоты, которые встретились в небе с двести шесдисят вторым мессером, все делились своими впечатлениями о новом творении люфтваффе. Кстати, выступил там и Иван Никитич Кожедуб, но про сбитый Ме-262 ни чего не заявил, лишь описал, как возможно его сбить.

Открыл конференцию командующий 16 ВА генерал-поковник С.И.Руденко следующими словами: Мы собрались для того, чтобы поговорить о некоторых особенностях борьбы со скоростными немецкими самолетами, в том числе с «Мессершмиттами-262», имеющими реактивные двигатели. Некоторые из присутствующих здесь товарищей уже встречались с такими самолетами в воздухе. Хотелось бы, чтобы эти летчики поделились своими впечатлениями о воздушных боях, рассказали, как выглядят новые вражеские самолеты в полете, какая необходима тактика, чтобы лучше поражать и сбивать их. Этого требуют интересы окончательной победы над немецко-фашистской Германией.

Источник: http://www.allaces.ru

Похожие записи:

Комментарии закрыты

top