search
top

Одоевский Владимир Фёдорович

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович родился [30.VII 11.VIII).1804,Москва] — писатель, журналист и ученый.

Происходил из старинного рода. Образование получил в Благород­ном пансионе Московского университета, отку­да вынес горячий интерес к литературе, философии и различным наукам, в даль­нейшем значительно углубляя свои по­знания.

В 1823 он становится председа­телем Общества любомудрия, первого фи­лософского кружка в стране.

В 1824—25 вместе с Кюхельбекером издал 4 тома сборника «Мнемозина», близких по идеям к дека­бристам. Владимир Федорович общался со своим двоюродным братом поэтом-декабристом А. И. Одоев­ским , дружил с Грибоедовым; отзвуки «Горя от ума» ощутимы в некоторых про­изведениях Одоевского. Но и в ту пору писателя меньше привлекали общественно-политические вопросы, чем проблемы философии, мора­ли, внутренней свободы.

Он был одним из крупнейших знатоков и последователей философии Шеллинга в 20—30-е гг. Раз­гром восстания декабристов потряс его. Он еще больше замкнулся в сфере отвле­ченных вопросов и мистических настрое­ний, чуждаясь политической деятельно­сти. И все же на всех этапах своей жизни он осуждал корыстолюбие и пошлость светской среды, тяжелое положение кре­постного крестьянства.

В 1826 переехав в Петербург, Владимир Федорович поступает на службу в Министерство внутренних дел, где работает в Комитете иностранной цензуры, а через некоторое время становится директором Публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем. Еженедельно у него собирались ученые и писатели старого Петербурга. Писатель отдавал значительную часть своей энергии журналистике. Одоевский при­нял ближайшее участие в реорганизации «Отечеств, записок», ставших с 1839 лучшим периодическим изданием 1-й половины XIX в.

Заботясь о культуре широких масс, он издавал научно-популярный журнал «Сельское чтение», ориентированный на читателя-крестьянина и пользовавшийся большим успехом.

В 1852 с переездом Румянцевского музея в Москву Владимир Федорович возвра­щается в город своей юности. Он уже отошел от литературно-поэтического твор­чества и занялся преимущественно широ­кой филантропической деятельностью, ко­торая была чужда политической окраски, но вызывала подозрение властей.

В 50— 60-е гг., в известной мере подчиняясь духу времени, он говорит об опытном наблюдении для установления истины. С боязнью относясь к революции, он вме­сте с тем участвует в передовом сатири­ческом журнале. «Искра», сам отмечая про­тиворечивость своих поступков. Однако крестьянская реформа 1861 его вполне удовлетворила.

В своей литературной деятельности Одоевский, как и многие другие писатели 30-х гг., соеди­нял романтизм с реализмом. В. Г. Бе­линский особенно ценил его как писателя, глубоко проникнувшего в жизнь действи­тельную и верно воспроизводящего ее.

Для этой стороны его деятельности ха­рактерна повесть «Княжна Мими» (1834) — о старой деве, которая запугивает всех своим злословием и сплетнями, привед­шими к кровавой дуэли. Но писатель показывает, что озлобление княжны по­рождено самим светским обществом, гото­вым издеваться над девушкой, которой не удалось выйти замуж: осуждение дру­гих становится средством уберечься са­мой от насмешек.

Значителен начатый им роман, до­шедший до нас в отрывках, «Катя, или История воспитанницы» (1834). В нем отразились раздумья писателя об участи девочки из демократических кругов, ко­торой, ради каприза, ее господа решили дать светское воспитание; когда же девоч­ка подросла, ей стали грубо напоминать о низком ее происхождении и мучитель­но оскорблять, называя холопкой. Дошед­шие до нас отрывки реалистически рисуют картины действительности и свидетель­ствуют о демократических симпатиях пи­сателя.

Порой социальная тематика воплоща­ется у писателя в форме фантастических алле­горий. Весьма реальный характер по существу носят его «Пестрые сказки» (1833). В одной из них он показывает, каким образом девушку, влюбленную во все модное, превратили в глупую куклу. Особенной остротой отличается сказка, в которой в форме сна показано, как хапуга-чиновник «берет взятки с живых и мертвых»: бытовое явление превра­щено в фантастическую и вместе с тем реальную, по сути, картину.

В некоторых своих произведениях, пользуясь формой утопии, Одоевский. затрагивает философско-эстетические и этические проблемы. Он отвер­гает теорию буржуазного идеолога Бентама — о личном преуспеянии как основе человеческого счастья. Эту теорию Владимир Федорович воплощает в образ фантастического го­рода, где все основано на пользе, которая признана более нужной, чем совесть или искусство. В конечном итоге это приво­дит город к гибели: каждый думает о сво­ей, а не о всеобщей пользе, корысть, жадность, взаимная вражда ожесточают сердца, вызывают междоусобицы, при­водящие к голоду и вымиранию («Город без имени», 1839).

Источник: http://www.znaniy.com

Похожие записи:

Комментарии закрыты

top