search
top

Папанов Анатолий — Биография

Hapoдный apтиcт CCCP (1973) Лaypeaт Гocyдapcтвeннoй пpeмии CCCP (1989) Лaypeaт Гocyдapcтвeннoй пpeмии PCФCP им. бpaтьeв Bacильeвыx (1966) Лaypeaт Bcecoюзнoгo кинoфecтивaля в нoминaции «Пpизы aктepaм» (1964)

Анатолий Папанов родился в октябре 1922 года в городе Вязьма. Родители будущего знаменитого артиста были простыми рабочими. В 30-е годы прошлого столетия семья Папановых переезжает в Москву. Анатолий Папанов с охотой посещает школьный драмкружок, что отбило его от дурного влияния улицы. Окончив школу, Анатолий Папанов работает литейщиком на заводе, одновременно посещая известную театральную студию «Каучук», а… все свободное время снимается на «Мосфильме» в массовке в самых разных картинах, мечтая в душе попасться на глаза какому-нибудь известному режиссеру и сыграть роль в его фильме, пусть даже самую маленькую. Планам не суждено было сбыться… началась война.

Анатолий Папанов ушел на фронт, попал на передовую, где его серьезно ранило в ногу. Через полгода вернувшись в Москву инвалидом, Анатолий Папанов подал документы в Государственный институт театрального искусства. Сдав успешно вступительные экзамены, был принят в мастерскую артистов МХАТа М.Орловой и В.Орлова.

Блестящая игра в дипломных спектаклях, не осталась не замеченной. Анатолия Папанова пригласили сразу в два театра — в любимый МХАТ и в Малый. Велик был соблазн начать творческую жизнь в столице, но к тому времени Анатолий Папанов был уже женат на сокурснице Надежде Каратаевой, которая получила распределение в русский драматический театр Клайпеды, и Анатолий Папанов уехал с женой в Прибалтику.

Приняв предложение Андрея Гончарова, Анатолий Папанов с женой снова возвратились в Москву — в Театр сатиры. Долгое время Анатолий Папанов оставался в театре незамеченным, на «вторых» ролях. Об Анатолии Папанове, как о талантливом актере критики впервые заговорили после спектакля «Поцелуй феи». Спектакли «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор», «Дамоклов меч», «Гнездо глухаря» пользовались известностью.

Анатолий Папанов — актер с широким спектром комедийных ролей (от эксцентрики до трагикомедии) стал одним из ведущих мастеров театра, в котором он проработал почти 50 лет, где он играл до самой своей смерти.

Кинематограф не замечал Анатолия Папанова вплоть до начала 60-х годов, однако, после грандиозного успеха фильма «Живые и мертвые», котором Анатолий Папанов сыграл генерала Федора Серпилина, спрос на актера Папанова возрос неимоверно. Артист с неподражаемым чувством юмора был отмечен и востребован в кинематографических кругах. В 60-е годы Анатолий Папанов снимается в самых разных жанрах и ролях, снимается много, создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы. Среди его работ – роли в психологической драме «Наш дом», киноповести об ученых «Иду на грозу», лирических комедиях: «Приходите завтра», «Дети Дон-Кихота», «Порожний рейс», сатирической комедии «Дайте жалобную книгу».

В 1966 году на экраны страны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где Папанов в яркой комедийной манере изобразил Сокол-Кружкина, тестя Димы Семицветова (Андрей Миронов). Роль была небольшой, но запомнилась наряду с главными, а фраза «Свободу Юрию Деточкину!» стала визитной карточкой и фильма, и самого Папанова.

Эта роль принесла актеру не только сумасшедшую славу, но и «приклеила» ему амплуа комика. В последующие годы Папанов создал незабываемые образы Лелик в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» и Кисы Воробьянинова в «12 стульев» Марка Захарова, снялся в комедиях: «Дайте жалобную книгу», «Семь стариков и одна девушка», «Джентльмены удачи», «Инкогнито из Петербурга», «Дача»…

Сам актер пытался сломать, навязываемое ему амплуа. Порой ему это удавалось, как, например, в удивительной по своей пронзительности киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (Дубинский), где актер убедительно продемонстрировал свое драматическое дарование. Однако зрители ждали от него юмора, комедии, смеха. И не считаться с этим Анатолий Папанов не мог. Нет, амплуа комика его не удручало, но сильно ограничивало его огромнейший и разносторонний потенциал.

Талант актера использовали не только в кино и театре, но и в мультипликации. Здесь, как нельзя кстати, пришелся неповторимый говорок Анатолия Папанова. На счету актера большое количество озвученных персонажей. Самый же известный и всенародно любимый — Волк из серии мультфильмов «Ну, погоди!».

В последние годы жизни Анатолий Папанов практически не снимался, но много работал в театре. Последней ролью актера на экране стал Копалыч из захватывающей по сюжету и жестко реалистической по манере драме Александра Прошкина «Холодной лето пятьдесят третьего» (Копалыч), вышедшей на экраны уже после смерти Анатолия Дмитриевича…

Анатолий Папанов был простым, добрым, честным, верующим человеком, всю жизнь посещал храм. Анатолию Папанову много раз обещали награды и звания, взамен надо было вступить в коммунистическую партию, но он отказывался. Близких друзей у Анатолия Папанова было совсем немного, все свое время он посвящал семье и работе. «Я — однолюб: одна женщина, один театр», — говорил Анатолий Папанов о себе.

Анатолий Папанов женился на десятый день после окончания войны на будущей артистке Надежде Каратаевой. Дочь Елена пошла по стопам родителей и стала актрисой.

Анатолий Папанов часто одевался в простую рубашку и джинсы, — чтобы его не узнали и уезжал на дачу, где часами колесил на велосипеде по Подмосковью. Он стеснялся своей популярности.

Анатолий Папанов умер от сердечного приступа, принимая холодный душ. Похоронили Анатолия Дмитриевича Папанова на Новодевичьем кладбище.

— Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты! («Бриллиантовая рука») — Тебя посодют, а ты не воруй! (Берегись автомобиля») — Лёлик, но это же не эстэтично — Зато дешево, надёжно и практично! («Бриллиантовая рука») — Будет тебе там и ванна, будет и кофэ, будет и какава с чаем («Бриллиантовая рука») — Ну, заяц, ну погоди! («Ну, погоди!») — Свободу Юрию Деточкину! (Берегись автомобиля») — Спокойно, Козладоев, сядем усе… («Бриллиантовая рука»)

Использованные материалы: Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медия-Сервис-2000»); «Крайне порядочный и застенчивый…» Журнал «Фактор»

Источник: http://www.rusactors.ru

Похожие записи:

Комментарии закрыты

top