search
top

Феофан Прокопович

Крупнейшим деятелем Петровской эпохи был талантливый писатель-публицист, искренний и последовательный защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований ученый-монах Феофан Прокопович. Высокоодаренный и разносторонне образованный человек, он пишет ученые сочинения, проповеди, выступает как драматург и стихотворец. Библиотека Феофана Прокоповича поражала обилием книг на разных языках и по разным отраслям знания, она «была уникальным явлением как по числу книг, так и по своему составу». Одним из первых он стал вести научные наблюдения, пользуясь телескопом и микроскопом.  

Феофан Прокопович (в миру – Елеазар Прокопович) родился 8 (19) июня 1681 г. в Киеве, в купеческой семье. Окончив Киево-Могилянскую академию, он совершенствует свое образование в Польше и Риме, занимаясь изучением, помимо богословских и гуманитарных наук, точных наук. Ученый-гуманист Феофан Прокопович по возвращении в 1704 году на родину преподает пиитику и риторику в Киево-Могилянской академии, резко отрицательно относясь к средневековой схоластике и мракобесию церковников.  

Будучи страстным сторонником светского образования и знатоком античной и западноевропейской истории и культуры, ссылками на которую пестрят его сочинения, Феофан Прокопович очень выделялся из среды русского духовенства, по праву называя своих противников «неуками». Свободно мыслящий человек, просветитель, Феофан Прокопович горячо поддерживает начинания Петра, приветствуя его проповедью в 1706 г. в связи с приездом Петра в Киев. 

В 1709 г. Феофан Прокопович выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. Вызванный Петром в 1716 г. в Петербург, Феофан сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Он стремился подчинить богословскую догму и церковную практику светским интересам. Главная идея, лежащая в основе проповедей Феофана Прокоповича, — идея абсолютной монархии – вытекала, по его убеждению, из опыта мировой истории. На примере Римской империи доказывает он гибельность многовластия и неизбежность и благо последствий единодержавной власти. Ссылками на Тита Ливия, Геродота, Гомера, Овидия, Горация, Вергилия, на героев античной и древнерусской истории и литературы наполнены его произведения, логически доказывавшие необходимость и прогрессивность преобразований Петра. «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича являлись одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Уже названия «Слов» Феофана Прокоповича раскрывают пафос его проповедей. Так, в «Слове о пользе путешествий» (1717) содержится доказательство необходимости заграничных путешествий с образовательной целью и резкое осмеяние тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами, подтвердившая необходимость создания в России могучего флота, вызвала появление «Похвального слова о флоте российском» (1720). 

«Слова» Феофана, живо и ярко произносимые с церковной кафедры, были пронизаны пафосом утверждения петровских преобразований и пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались. Лишь в незначительной мере (использование прежде всего церковного жанра – проповеди) носили они церковный характер. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. 

С гордостью пишет Феофан Прокопович: «Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича»). 

Политическая агитационность, присущая проповедям Феофана Прокоповича, была направлена на разъяснение мероприятий, проводимых Петром в защиту просвещения. В своих произведениях Феофан часто выступает как памфлетист и сатирик. В известной проповеди «Слово о власти и чести царской», произнесенной им в 1718 г., он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. Он изображает «злобных и понурых» меланхоликов, которые больше любят пасмурный день, чем вёдро, плохие вести, чем хорошие. Рисуя сатирический образ такого церковника, Феофан Прокопович сравнивает его с саранчой, у которой «чревище великое, а крыльца малые, и не по мере тела: вздоймется полететь, да тотчас и на землю падает».  

В сатирический памфлет вылился и написанный им «Духовной регламент, или устав Духовныя коллегии» (1721), в котором содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются проповедники, надменные епископы, жадные попы, церковные невежды, которые видят в просвещении опасность распространения ересей. Страстно, публицистически ярко и образно доказывает Феофан пользу, необходимость просвещения. «Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание», — и далее: «если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах». 

Здесь Феофан Прокопович предстает перед нами истинным поборником и пропагандистом просвещения. Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии. Он действительно отвергал слепую веру в писания «отцов Церкви», считая для себя обязательной только веру в Библию. 

Пафосом патриотизма, верой в будущее России наполнено знаменитое его «Слово на погребение Петра Великого» (1725). Пронизанная глубокой скорбью проповедь эта подводит итог блестящей деятельности Петра, и с потрясающей силой звучит в ней призыв Феофана Прокоповича продолжать в интересах России его дело: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет. Сделал добрым любимою – любима и будет, сделал врагам страшною и бытии не перестанет». 

В образе Петра Феофан Прокопович воплотил черты «идеального монарха», при котором только и возможно упрочение и благоденствие государства.  

В своем трактате «Правда воли монаршей» (1722) он утверждал неограниченную власть царя, подлежащего единому суду – суду перед Богом. 

«Не может народ судити дела государя своего», — писал Феофан Прокопович, утверждая в то же время, что первая обязанность государя есть забота о подданных. Представление об «идеальном монархе», составленное Феофаном Прокоповичем на примере деятельности Петра I, легло в основу созданного впоследствии классицистами образа просвещенного монарха, который всегда отождествлялся с личностью Петра I. 

Яркой публицистичностью и панегиризмом пронизаны и художественные произведения Феофана Прокоповича. Примером может служить написанная им еще в 1705 г. трагикомедия «Владимир». Во многом традиционная по форме (автор пишет по правилам схоластической теории школьной драматургии), трагикомедия ставит важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается Феофаном Прокоповичем публицистически. «Историческая» тема принятия Владимиром христианства и борьба с невежественными корыстными жрецами воспринималась читателями иносказательно, как политическое уподобление современности. 

Пьеса Феофана Прокоповича была пропагандой петровских преобразований, которые автором по своему значению приравнивались к крещению Руси. Владимир показан как историческое соответствие Петру, а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола – врагов христианства – он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство. Как требовала теория школьной драматургии, пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога. 

В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Феофану Прокоповичу, пору. Завязкой трагикомедии является начало борьбы Владимира с жрецами (второй акт) из-за решения Владимира упразднить язычество. 

Интересен третий акт, кульминация действия, в котором показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены (пятый акт). Христианство (просвещение) торжествует. 

Для современников Феофана Прокоповича был понятен смысл его пьесы, недаром в доносе церковников говорилось, что Феофан «архиереев, иереев православных жрецами и фарисеями называет… священников российских называет жериволами, лицемерами, идольскими жрецами»… 

Трагикомедия содержит новые черты, свидетельствующие о дальнейшем развитии русской драматургии. Школьные драмы обычно выдерживались в строгом, серьезном тоне, в трагикомедии трагедийные, драматические элементы переплетаются с комедийными, сатирическими элементами, а не выделяются в интермедию. Далее автор делает попытку изобразить психологический конфликт в сознании Владимира, его колебания и постепенное преодоление старых представлений во имя новой веры, нового высокого идеала морали. 

В пьесе Феофана Прокоповича много ярких бытовых деталей, с большой сатирической силой, гротескно даны образы корыстных, преисполненных предрассудков жрецов. 

Трагикомедия пронизана пафосом борьбы невежества и просвещения и победой последнего. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов. 

О поэтическом даровании Феофана Прокоповича свидетельствуют и написанные им стихотворные произведения. Он составил два трактата: «Риторику» и «Поэтику», заложив тем самым основы русской эстетической мысли. Своими теоретическими суждениями и литературной практикой Феофан Прокопович стоит у истоков раннего русского классицизма. «…Его литературно-эстетические взгляды, — пишет В.И.Федоров, — во многом готовили и эстетику, и практику будущего русского-классицизма». В «Поэтике» Феофан Прокопович изложил свои взгляды на поэзию и значение поэтического творчества. Определяя природу поэзии, Феофан Прокопович пишет: «…поэзия есть искусство изображать человеческие действия и художественно изъяснять их для назидания в жизни». 

Рассуждая о назначении поэзии, он, ссылаясь на Горация и его книгу «О поэтическом искусстве», подчеркивает необходимость такого назначения поэзии, когда она служит и услаждению, и пользе. «Ибо мы приступаем к чтению поэтов, увлеченные прелестью и изяществом стиля: в поисках удовольствия мы вместе с тем находим и пользу…» 

«Поэтика» Феофана Прокоповича имела общетеоретическое значение и способствовала развитию русской эстетической мысли. 

Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, — эпиграммы, шутки, элегии. Одним из наиболее известных панегирических произведений Феофана Прокоповича явилась поэма «Епиникион» («Песнь победная на преславную победу Полтавскую»). «Епиникион» наполнен патриотическим пафосом и гордостью за одержанную славную победу под Полтавой, имевшую огромное значение для России. Он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира: 

Полно ратовать, меч в ножны влагайте, Знамена совета тако ж возвышайте. Что пользы в войне? Война разоряет, Война убожит, а мир обогащает. 

Пишет Феофан Прокопович стихи похвальные и в честь Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны. 

Однако наибольший интерес представляют стихотворения, в которых Феофан Прокопович пытается усовершенствовать силлабический стих. Послание к Кантемиру «Творцу сатиры «К уму своему» он пишет октавой. В этом послании Феофан Прокопович приветствует новое дарование, сатирический талант молодого автора. Он одобряет Кантемира, выступившего анонимно, и советует ему не бояться «сильных глупцов»: 

Не знаю, кто ты, пророче рогатый, Знаю, коликой достоин ты славы. Да почто ж было имя укрывати? Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы. Плюнь на их грозы! Ты блажен трикрати, Благо, что дал бог ум тебе здравый, Пусть весь мир будет на тебя голосливый, Ты и без счастья довольно счастливый. 

Усовершенствованный силлабический стих звучал у Феофана Прокоповича как тонический. Так, в духе народной песни написано его стихотворение о Прутском походе Петра: 

За могилою Рябою, Над рекою Прутовою Было войско в страшном бою. В день недельный от полудни Стался час нам вельми трудный – Пришел турчин многолюдный. 

Элегия «Плачет пастушок в долгом ненастьи» была написана в связи с трудны положением, в котором оказался Феофан Прокопович. 

После смерти Петра церковная реакция угрожала расправой наиболее верным сторонникам преобразований. Умный, энергичный Феофан создал кружок образованных ученых и литераторов («Ученая дружина»), готовых активно бороться во имя прогресса, во имя победы просвещения над невежеством. Членами этой «дружины» стали и молодой Кантемир, и видный ученый петровского времени В.Н.Татищев. «Ученой дружине» удалось сорвать «затейку» церковников, стремившихся «кондициями» ограничить власть Анны Иоанновны. После этого положение Феофана упрочилось, он снова начинает играть важную роль в церковных делах, расправляясь с реакционным духовенством.  

Феофан Прокопович скончался 8 (19) сентября 1736 года на Карповском подворье на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. 

Общекультурное и историческое значение Феофана Прокоповича весьма значительно. В его деятельности отразился переходный период от богословской схоластической образованности XVII в. к рационалистической культуре XVIII столетия.  

Источник: «Русская литература и журналистика XVIII века». / Татаринова Л.Е. – М.: «Проспект», 2006г.  

Источник: http://writerstob.narod.ru

Похожие записи:

Комментарии закрыты

top