search
top

РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

Великий русский живописец Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в бедной семье военного поселянина в небольшом украинском городке Чугуеве Харьковской губернии. Жизнь простого народа, из которого вышел Илья Репин, впоследствии станет главным мотивом творчества художника. Испытывая нужду и лишения, будущий художник в юношеские годы зарабатывал на жизнь иконописью и живописью в жанре портрета, что оказало определяющее влияние на все последующее творчество.

Материальное положение Ильи Репина всецело зависело от творчества и общественного признания, что подтверждается данными гороскопа: во II доме гороскопа, указывающем на благосостояние, пет ни одной реальной планеты, но управитель (альмутен II дома) Юпитер — находится в V доме — доме творческой реализации.

Время рождения взято из биографических источников и ректифицировано.

Второй дом в Стрельце указывает на возможность заработка на духовном поприще (иконопись), а также на прямую зависимость между материальным положением и социальным статусом. Лишь звание профессора Академии Художеств, которого добился Репин на пятидесятом году жизни, окончательно избавило его от необходимости постоянно думать о хлебе насущном.

Московский музей изящных искусств А.С.Пушкина

Талант художника пробудился у будущего великого портретиста очень рано. Начальные уроки рисования Илья Репин получил в топографической школе, а его «первыми учителями стали чугуевские художники Бунаков и Персанов, сумевшие правильно направить молодого талантливого живописца к получению дальнейшего профессионального образования. Уже в 19 лет молодой художник, которому нечего было терять в Чугуеве, приехал в Санкт-Петербург в надежде поступить в Академию Художеств. Как ни странно, в столицу девятнадцатилетний провинциальный иконописец приехал уже зрелым художником. Его техника рисования и уверенные навыки владения кистью обратили на себя внимание И. Н. Крамского, ставшего преподавателем молодого Репина в Рисовальной школе Общества поощрения художников при Бирже.

Цельность натуры и ранняя зрелость Ильи Репина объясняется уникальными астрологическими обстоятельствами рождения великого художника. В его гороскопе пять планет находятся, в выделенных положениях: Солнце, Сатурн и Плутон в знаках своих обителей, а Луна и Нептун — в знаках экзальтации, — местах наивысшего проявления своих свойств. При всем этом ни одна из реальных планет не находится в месте изгнания или падения, что могло бы способствовать формированию какого-либо комплекса или подавленного желания. Оба светила (Солнце и Луна) находятся в сильнейших положениях: Солнце в обители во Льве, усиленное точным соединением с Марсом — планетой воли и активного проявления, а Луна в экзальтации в Тельце, усиленная рецепцией с Венерой — планетой любви, гармонии и изящных искусств. Столь уникальное стояние планет случается не часто.

Для реализации огромного потенциала, дарованного небесами человеку, родившемуся 5 августа 1844 года, лучшей области, чем искусство, придумать трудно. Илья Репин в своем творчестве и в своей жизни реализовал лучшие потенции своего гороскопа, став ярчайшей фигурой на российском художественном Олимпе конца XIX века. Его абсолютная самодостаточность, — результат влияния сильных планет его гороскопа, и огромная жизненная сила (проявление огненной стихии его космограммы), обеспечили ему как творческое, так и физическое долголетие.

Стихия огня в различных мифологических традициях соотносится с творческой энергией Господа, и потому рассматривается астрологами как указание на творческую одаренность людей, в чьих космических картах превалирует влияние «огненных» планет и «огненных» знаков зодиака. В этом отношении космограмма Ильи Ефимовича Репина представляет классический пример проявления творческой природы огненной стихии. Семь планет в карте рождения художника находятся в Овне и во Льве — знаках огненной стихии (Солнце, Марс, Меркурий и Прозерпина во Льве, Юпитер и Уран — в Овне). Более того, все три планеты, имеющие «огненную» природу и находящиеся в «огненных» знаках: Солнце, Марс и Юпитер находятся также и в «огненных» домах гороскопа, — в V и IX домах. Марс, находясь в «сердце» Солнца, наполнял душу художника смелостью и отвагой, многие его произведения были революционными для своего времени. Именно влияние Марса подтолкнуло молодого человека к принятию единственно верного решения: во что бы то ни стало, ехать в Санкт-Петербург. Девятнадцатилетний юноша, рассчитывающий только на свои силы, отправляется на покорение столицы и уже через год оказывается в стенах Академии Художеств.

Страстный темперамент художника снискал ему славу свободолюбивого и открытого человека, общения с которым искали многие студенты Академии. В пору учебы Репин сблизился с членами Товарищества передвижных художественных выставок, а также с оказавшими на него большое влияние Н. И. Крамским и В. В. Стасовым. Проникнувшись идеалами революционных демократов, Репин стал убежденным приверженцем идеи переустройства общества, чему способствовали астрологические обстоятельства его гороскопа: соединение Солнца с Марсом и соединение Юпитера с Ураном. Юпитер символизирует власть, Уран же вызывает перевороты и преобразования, обе планеты находятся в Овне, — огненном знаке, символизирующем первую вспышку, искру, из которой впоследствии разгорается пламя. В этом же знаке в гороскопе Репина находится также Плутон в своей обители, планета, управляющая I домом гороскопа и указывающая на такие личные качества художника как умение генерировать мощное энергетическое поле, оказывать сильное, почти гипнотическое воздействие на других людей и вли¬ять на коллективное бессознательное.

Так и происходило в жизни, -каждое новое произведение Репина вызывало живую реакцию в обществе, а некоторые картины производили просто ошеломляющее впечатление. Яков Минченков писал: «Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называемый репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они оказались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы».

Настоящее признание пришло к Репину в 29 лет (на обращении Сатурна, оформившего и закрепившего яркую индивидуальность художника). В марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» произвела фурор в кругах русского изобразительного искусства. Собирательный образ «сатурнианских» качеств представлен в картине с поражающим реализмом. Долг и страдание, служение и невозможность сбросить тяжкое бремя, усталость и затаенная злость сплелись в единый, хотя и многоликий образ изможденного, разбитого жизнью бурлака. Старший друг и наставник молодого Репина Стасов писал: «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в гаком громадном поразительном аккорде». О картине появилось много статей в периодической печати, превозносящих Репина как художника огромного диапазона. Своими наиболее животрепещущими полотнами автор высекал искры живого чувства в душах зрителей, чувства, воспламенявшего умы и сердца.

Скрытый огонь творчества Ильи Репина стал предвестником пламени революции, вскоре охватившего всю Россию. Репин был первым художником, изобразившим революционеров-народников. Спои мировоззренческие установки, свою мечту о переустройстве несправедливого, как ему казалось, общества Илья Ефимович Репин выплеснул в своем творчестве.

Со всей присущей ему силой художника-реалиста он выразил свое негодование по поводу царского режима в полотнах: «Под конвоем», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и «Не ждали». В превозносимых искусствоведами советской эпохи картинах Репина, действительно, читается горячее сочувствие художника революционной борьбе и призыв к коренному изменению общества.

Илью Репина можно с определенной долей уверенности назвать буревестником грядущих потрясений, и судя по всему, помимо изобразительного дара он обладал каким-то особым чутьем, позволяющим ему предвидеть вмешательство в человеческую жизнь факторов рока и неизбежности. С некоторыми людьми, портреты которых писал Репин, в скором будущем происходили несчастья. Выдающийся русский композитор Модест Петрович Мусоргский умер практически сразу после того, как Репин написал его портрет. У хирурга Пирогова была обнаружена онкологическая опухоль вскоре после окончания Репиным работы над его портретом. Неизлечимая болезнь очень быстро оборвала нить жизни выдающегося медика — 1881 г. стал для него, как и для Мусоргского роковым. Два выдающихся портрета и две смерти в один год, — странно, не правда ли? Самому Репину исполнилось в 1881 г. тридцать семь лет отроду. Что же это за цифра «37», при мысли о которой у Владимира Семеновича Высоцкого спадал хмель, и воскресали воспоминания о том, что в возрасте 37 лет Пушкин был убит на дуэли, а «Маяковский лег виском на дуло»? Астрология, в отличие от многих других наук, может объяснить причину душевного кризиса, переживаемого человеком в возрасте 37 лет.

Лунные узлы, — точки пересечения лунной орбиты и эклиптики (пути Солнца), — смещаясь относительно неподвижных звезд, совершают полный оборот за 18,5 лет. Двойное обращение узлов, символизирующих власть времени над человеком, происходит в возрасте 37 лет, что привносит в человеческую жизнь непреодолимое влияние судьбы. В этом возрасте все, что происходит с человеком, является отражением его предыдущих деяний. То, что индусы называют кармой, а германо-скандинавские народы словом «вирд», в период обращения лунных узлов оказывает наиболее сильное влияние на жизнь человека.

Подробнее о композиторе читайте статью Модест Петрович Мусоргский

На первом обращении лунных узлов Илья Ефимович Репин покинул родной Чугуев и отправился учиться в столицу. На втором обращении лунных узлов, находясь на пике своего творческого раскрытия, он пишет два великолепных портрета, ставшими предсмертными визитными карточками Мусоргского и Пирогова. На третьем обращении лунных узлов в 56 лет Репин уезжает из Санкт-Петербурга и перебирается на постоянное местожительство в Куок-кале (Финляндия), где живет в поместье, названным им «Пенаты» последние тридцать лет жизни.

Петербургский, важнейший период жизни Ильи Репина умещается во временной интервал, равный 37 годам (между первым и третьим обращениями лунных узлов). За эти годы мастером написано более 50 картин и около 300 портретов, поражающих своей правдивостью и натурализмом.

Важнейшие вехи жизненного пути великого портретиста свидетельствуют о большой значимости лунных узлов в космической карте и земной судьбе Репина. В его гороскопе лунные узлы, символизирующие фатальность и предопределение, находились в особом положении, — в знаках своего падения (Раху в Стрельце, Кету в Близнецах), что наделило его не только свободой самому направлять вектор своей судьбы, но и возможностью инициировать активизацию факторов рока в судьбах других людей. Илья Ефимович Репин в годы жизни, когда обычные люди получают воздаяние за прошлые грехи (19, 37, 56), чувствовал себе прекрасно, и даже более того, — в автобиографических очерках художник писал, что вся его жизнь, и в особенности юность и молодость, представляются ему какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Подобное везение как раз и объясняется свободным положением лунных узлов в его гороскопе, — Илья Репин был явно не отягощен бременем негативной кармы, что позволило прожить ему долгую и плодотворную жизнь.

Но, будучи сам свободен от влияния фатума, Илья Ефимович Репин был наделен даром привлекать силы судьбы к некоторым персонажам своих произведений. Этот дар активизировался, когда Репин находился в расцвете лет и на вершине известности, что совпало со вторым обращением лунных узлов. Мусоргский умер буквально через две недели после написания Репиным его портрета в больнице, где великий композитор лечился от белой горячки, Знаменитый хирург Пирогов прожил несколько месяцев после посещения мастерской художника Репина. Сублимировал ли таким образом Илья Репин часть своей негативной кармы, или же просто сумел бессознательно угадать скорое будущее своих моделей, и, ведомый мрачным предчувствием, запечатлел их образ пока они были еще живы? На этот вопрос ответить не просто. Сейчас, когда любой человек может без особого труда сделать собственную фотографию, нам трудно понять, что значило искусство портрета для людей позапрошлого века. Репин буквально «фотографировал», или, выражаясь современным языком, «сканировал» лица, создавая портреты очень быстро, всего за несколько сеансов. Он никогда их не переделывал, поскольку считал, что невозможно воссоздать ушедшее настроение, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку.

Феноменальная способность Репина создавать на удивление реалистичные образы поражала современников. Но никакие профессиональные навыки не заменят искусства проникновения в душу человека, искусства, которым обладают не многие художники. Погружение во внутренний мир модели просто необходимо художнику для создания истинного произведения искусства, такого, которое по окончании работы могло бы жить своей собственной жизнью.

В момент общения художника и модели между ними устанавливается некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, во время которой информационное поле модели становится открытым для художника, изображающем на холсте портрет астрального двойника своей модели. В письмах друзьям Репин задавался невольным вопросом: почему с некоторыми персоналиями, запечатленными им в портретах, вскоре происходили несчастья? Найти ответ на вопрос, почему Мусоргский, Пирогов, Стасов, Ге, царь Александр III ушли в лучший мир, оставив, как последнюю память о себе, портреты, написанные его рукой, художник не мог.

Подробнее об Иване Грозном и о лживости данной картины (Иван Грозный не убивал своего сына) читайте статью ИВАН IV ГРОЗНЫЙ князь Московский и всея Руси, первый русский царь, основатель самодержавия

Попытку дать объяснение этому странному феномену может астрология, утверждающая, что между людьми существует тонкая психическая связь, благодаря которой осуществляется не только информационный, но и кармический взаимообмен. Люди, обладающие сильным гороскопом (при выраженной стихии огня и наличии планет в знаках обителей и экзальтации), в случае, если они наделены психологическим даром, могут оказывать влияние на судьбы других людей, а в некоторых случаях, даже стать вершителями чужих судеб. Гороскоп рассматриваемого нами человека удовлетворяет всем критериям гороскопа истинного художника, художника-мага, бессознательно улавливавшего тончайшие струны не только души, но и самой судьбы изображаемого им человека.

Илья Ефимович Репин, с детства рисовавший портреты, обладал мощнейшим психологическим даром, просто необходимым всякому художнику, пытающемуся рисовать других людей. Луна в Тельце, в экзальтации и в обители Венеры всегда наделяет человека тонким чувством психолога, а в гороскопе Репина подобное положение Луны было усилено положением Венеры, покровительницы искусства, в знаке Рака, управляемым Луной. Гениальный художник имел все основания считать себя прекрасным психологом, — яркие типажи простого народа, на редкость выразительные и реалистичные портреты современников, свидетельствуют об умении Репина проникнуть в самые потаенные уголки души своих моделей.

Гаршин В. М.

Но не для всех подобное общение с художником проходило бесследно. Писатель Гаршин, изображенный Репиным в образе царевича Ивана в картине «Иван Грозный и его сын Иван», умер явно раньше своего срока: он покончил жизнь самоубийством в 33 года, бросившись вниз с верней площадки лестничной клетки в межмаршевый проем. Черепно-мозговая травма оказалась смертельной, но самым удивительным было то, что голову Гаршин разбил в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне за два года до самоубийства писателя, — Иван Грозный поразил сына, ставшего для Гаршина символом его несчастной судьбы, в левый висок. Художником была либо предугадана, либо предначертана дальнейшая судьба Гаршина, сыгравшего главную роль в самой душераздирающей картине Репина.

Мистическое совпадение дат довершает убийственность кажущихся случайностей: Гаршин покончил с собой 5 апреля 1888 года в возрасте 33 лет, точно в день рождения Ивана Иоанновича, сына Ивана Грозного, родившегося 5 апреля 1554 г. Дух убиенного царевича, воскресший на полотне Репина, призвал душу писателя, отважившегося стать натурщиком для художника, невольно совершившего акт инвольтирования (магического убийства изображаемого человека). Что же касается дальнейшей жизни художника Мясоедова (какая фамилия!), с коего Репиным был списан образ царя-деспота, убившего собственного сына, то он, как ни в чем ни бывало, прожил еще двадцать лет, и в этом нет ничего удивительного, ведь на злосчастной картине в смертельных судорогах бился не его художественный «двойник».

Российский государь Александр III прожил меньше года, после того как Илья Ефимович Репин изобразил его на полотне «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». На картине царь был изображен в ярких лучах солнца, которое озолотило монарха в последние минуты его жизни, словно воплощая предсказание художника-пророка. Яркий солнечный день 1 ноября 1894 года стал последним днем в жизни российского императора.

Мы не имеем никакого права ставить в укор гениальному художнику то, что его картины имели резонанс не только в обществе, но и и ноосфере, гулким эхом отзываясь в информационном поле земли как исполнение некоего пророчества. То, что творил и вершил Илья Ефимович Репин, он делал по велению сердца, повинуясь лишь собственной художественной музе. То, что он невольно оказывался вершителем чужих судеб, не налагает на него пятна мрачного художника-пророка, чьи откровения могли стать сценарием для худшего варианта развития событий. Судя по всему, Илья Репин обладал редким даром притяжения сил фатума и рока, которые, однако, проецировались не на него самого, поскольку он имел сильнейший гороскоп, а на людей, которых он рисовал.

Наиболее ярким, хотя и несколько запоздалым примером действия подобного феномена, является поголовная смерть членов царствующего дома, самого царя Николая II и более восьмидесяти членов Государственного Совета, изображенных Репиным в грандиозном многофигурном полотне (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года».

Этот правительственный заказ художник получает в возрасте 56 лет, на третьем обращении лунных узлов (на втором обращении узлов в 37 лет Репин уже имел опыт написания «предсмертных» портретов Александра III, Мусоргского, Пирогова, Ге и Гаршина, именно тогда он задумал полотно «Иван Грозный убивает своего сына»). Сгущение кармических проблем, происходящее на обращении узлов, на примере Репина видно особенно ярко. Художник-народник, почти революционер, ненавидящий «эксплуататоров трудового народа», получает прекрасную возможность высказаться на грандиозном холсте. Силы рока и фатума, пробуженные художником, через 18,5 лет (обращение узлов) окончательно сметут то, что когда-то было Российской империей. Огонь революции и гражданской войны не пощадил никого из изображенных Репиным сановников Госсовета.

Картина Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» — прощальный аккорд великого мастера. Дописав это полотно в 1903 году, профессор Российской Академии Художеств покидает Санкт-Петербург, и отправляется на постоянное место жительства в Финляндию (жизнь за границей — знак Рака в IX доме, заполненном планетами). Последние тридцать лет жизни Илья Ефимович Репин проводит в своих «Пенатах» в Куоккале, где продолжает работать, но уже ничего грандиозного не создает. Творческий путь Репина распадается на три периода: Чугуевский, Петербургский и финский, и каждый из них интересен по-своему.

Будучи уже признанным мастером кисти, столичным художником, Репин никогда не забывал о своем происхождении. Возвратившись из двухлетней поездки по Франции и Италии, которой он был удостоен как лучший выпускник Академии Художеств, Илья Репин едет в родной Чугуев в поисках новых тем для своих произведений. Здесь, в общении с простым людом, он пишет несколько портретов крестьян, отличающихся поразительной внутренней напряженностью.

Ярчайшей работой этого времени стал портрет «Мужика с дурным глазом», написанный Репиным в 33 года — в период, чрезвычайно важный для каждого творческого человека.

33 года — три цикла солнечной активности (а Солнце — даритель жизненных и творческих сил), момент, так называемого, «суперсоляра», возвращения к истокам и нового рождения. В этот период Репин возвращается на родину, в маленький украинский городок Чугуев, где пишет портрет «Мужика с дурным глазом», который в некотором смысле можно считать аллегорическим автопортретом самого мастера кисти, портретом темной, злобной стороны его души. Скорее всего, именно с этого момента у художника открылся дар сгущать краски судьбы, притягивать силы рока и фатума на головы тех, кто попадал в поле зрения его «дурного глаза».

Сила художественного таланта, помноженная на психологический дар и умение предугадать будущую судьбу художественного персонажа., составляют феномен уникальной личности Репина. Искусствоведы будут еще долго спорить о технике письма, выразительности образов и реалистичности картин Репина. Мы же попытались очертить круг проблем, выходящих за рамки сугубо художественного осмысления творчества великого русского живописца. Для нас он интересен не только как художник, но и как человек, наделенный редким даром слышать веления жестокого рока.

Илья Ефимович Репин родился в год Мангуста, и в нем, как в человеке одаренном свыше, проявились качества священного животного, соответствующего году его рождения.

Репин был небольшого роста (165 см), имел острые черты лица, обладал пронзительным взглядом, совсем как мангуст. Но не только внешность художника соотносится с образом тотема года, но и сам характер его, — подвижный, динамичный, склонный к постоянным переменам и переездам, является проявлением в человеческой природе тотемических качеств мангуста. Репин являлся одним из ярчайших представителей движения художников-передвижников, что в определенной степени было обусловлено проявлением в его характере и судьбе, так называемой, «хварны года» — благодати Атара, — небесного покровителя года мангуста. Мангуст, являясь зооморфной ипостасью Атара, своим поведением и повадками персонифицирует подвижность и переменчивость огненной стихии. В своем творчестве Илья Репин проявлялся как настоящий «огненный» мангуст, — он писал очень быстро, на эмоциональном подъеме и никогда не возвращался к уже написанным портретам, никогда их не переписывал. Соединение Солнца с Марсом во Льве в его гороскопе способствовало проявлению творческой природы огненной стихии и развитию в характере живописца качеств тотема года — мангуста. Репин вел активный образ жизни, всячески поддерживая жизненный тонус постоянными занятиями спортом, закаливанием и всевозможными видами оздоровительных практик. Как типичный мангуст, Репин постоянно заботился о благополучии своей семьи, превратил дом на природе в настоящее родовое поместье, назвав его «Пенаты».

Но в характере одного и того же человека могут проявляться не только черты тотема, но и антитотема. Это может происходить одновременно, и жизнь Репина является тому подтверждением. Проявляя типичные для тотемного животного качества, Репин иногда становился магом и гипнотизером, а это уже качества кобры — постоянного антагониста мангуста. Кобра — антитотем года Мангуста, является символом кармы и хранительницей прошлого. Свиваясь в клубок, она становится подобной кольцам времени, а распрямляясь и принимая агрессивную позу, демонстрирует символ Заходящего лунного узла, украшающий ее капюшон. В этот момент взгляд кобры становится гипнотически неподвижным, и она способна парализовать свою жертву, лишив ее способности к сопротивлению. Фантастическая способность художника сгущать карму и навлекать на головы некоторых своих художественных персонажей силы рока является ничем иным как проявлением в его характере качеств кобры. Конечно, ни Пирогов, ни Мусоргский, ни Гаршин, ни царь Александр III не были «кроликами», безропотно смотрящими на раскачивающуюся в магическом танце кобру, готовящуюся к молниеносному прыжку. Но, тем не менее, все они стали жертвами недоброго взгляда художника, бессознательно пробуждавшего в них предчувствие близкой развязки и скорого ухода из жизни.

Заходящий лунный узел — угрожающее украшение королевской кобры в астрологической традиции считается символом рока и фатума, совокупного груза деяний, ошибок и грехов прошлого, отягчающих и без того нелегкий жизненный путь человека. Илья Ефимович Репин для некоторых своих моделей сам стал символом фатума, его кисть подписывала приговор тем, кто попадал в поле его зрения во время обращения лунных узлов, в момент, когда зов кармы становится слышен как никогда отчетливо. Именно в это время мангуст превращался в кобру, становясь из защитника жизни холодным символом жестокой судьбы и скорой смерти.

Но не нам судить гения. Божий суд вынесет окончательный вердикт каждому, и всем нам придется положить на чашу весов благие мысли, слова и деяния. Если сумма их превысит сумму грехов и злодеяний, мы будем оправданы пред Господом. Вклад Ильи Репина в историю мирового искусства слишком велик для того, чтобы пытаться нивелировать величие его деяний. Да мы собственно, и не пытались добиться подобных результатов, мы лишь хотели ответить на вопрос: «Имеет ли право художник относиться к живым людям всего лишь как к натурщикам, моделям собственных художественных аллегорий?». Как показывает практика, это не всегда безопасно. Людей нельзя убивать ни в жизни, ни на сцене, ни на художественных полотнах. Моделирование судьбы, происходящее в подобных случаях, зачастую налагает на еще живых и здоровых людей, ставших прообразами для драматических персонажей, отпечаток неизбежного несчастья. Примеров тому немало.

Дополнительная информация и все работы Репина смотрите на его сайте

Похожие записи:

Комментарии закрыты

top